А "Запорожец" — машина класс! "Горбатый" отмечает 60-летие
08:35 22.11.2020 (обновлено: 11:11 01.10.2025)

© Sputnik / Стрингер
/ Подписаться
22 ноября 1960 года с конвейера завода "Коммунар" в Запорожье сошла первая партия автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец". Про него говорили "дешево и сердито", шутили над "горбом", но все равно любили."
Он шумел и трясся как пылесос, раскрывающиеся назад двери играли роль тормозных парашютов, в его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднего роста зажимал уши коленями, поэтому, как утверждалось в анекдоте, приемник в салоне был и не нужен. Смотрите в фотоленте Sputnik Беларусь историю знаменитого автомобиля.
"Запорожец" ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. "Он выдает 100 км/час", - пел Богдан Титомир. Но в тоже время, автомобиль был неприхотлив в заправке, ремонтировался в каждом гараже и главное… Главное – он, в отличие от мотоцикла, прикрывал голову крышей и был доступен советскому человеку. После деноминации малыш на колесах стал стоить 1800 рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.
Прообразом ЗАЗ-965 стал итальянский Fiat 600, но главной отличительной чертой стал V-образный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который находился в "багажнике", и 13-дюймовые колеса. Еще одной характерной особенностью "Запорожца" стали наваренные передние крылья, дополнительные зарешеченные прямоугольные отверстия на для выпуска воздуха, которые охлаждали двигатель, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло.
Почти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 года, пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 - "Ушастого", прозванного так за форму боковых воздухозаборников - и запустили ее в серийный выпуск в 1966 году. Всего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн 100 тыс. 338 второго поколения "Запорожцев" (моделей 966 и 968).
История бренда "Запорожец" закончилась на ЗАЗ 968М. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по-другому.

Легендарный советский автомобиль "Запорожец" отмечает 60-летие.

18 июня 1959 года вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", в октябре 1960 года начался его серийный выпуск, а 22 ноября с конвеера сошла первая партия.

Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец" в специальной сушильной камере. Создатели самого первого "ЗАЗ" вдохновлялись популярным на то время итальянским Fiat 600. Но "Запорожец" изначально должен был называться "Москвич-444", а выпускать его планировали в Москве, однако всю документацию на малолитражку передали на Запорожский комбайновый завод.

В народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали "горбатым" — за форму кузова.

Раскрывающиеся назад двери - одна из фишек и тема для насмешек. Шутили, что раскрывающиеся назад двери - дополнительные тормоза.

В его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднего роста зажимал уши коленями, поэтому, как утверждалось в анекдоте, приемник в салоне был и не нужен.

Консервная банка системы "Запорожец" — говорил про него герой Андрея Миронова в фильме "Три плюс два". И все-таки он полюбился как героям, так и зрителям. Хорошая реклама автомобилю — в первую неделю проката фильм посмотрели 35 млн человек.

Для многих семей в шестидесятые поездка к морю на собственном "Запорожце" стала огромным счастьем. Именно выход картины "Три плюс два" привел к всплеску "дикого" туризма. Кстати, у выпускавшегося в течение 9 лет "Горбатого" была и экспортная версия под названием "Ялта" (Jalta) с молдингами на бортах, пепельницей и наружным зеркалом заднего вида.

Будни московской семьи. После деноминации 1961 года малыш на колесах стал стоить 1800 рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.

"Горбатый" оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины. Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сделана по-украински, с мягким знаком на конце.

Еще одной характерной особенностью "Запорожца" стали наваренные передние крылья, дополнительные зарешеченные прямоугольные воздухозаборники, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло.


"Горбатый" на дороге между БелАЗами и "Волгой" в 1960-е.

Он ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. "Он выдает 100 км/час", - пел Богдан Титомир.

А вот один из многочисленных советских анекдотов: "А вы знаете, почему у "Запорожца" багажник спереди? — Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать!"

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский на своем "горбатом" "Запорожце" возле студии на Шаболовке, где проходили съемки передачи, посвященной 50-летию автомобиля "Запорожец" ЗАЗ 965.

Почти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 года, пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 - "Ушастого", прозванного так за форму боковых воздухозаборников - и запустили ее в серийный выпуск в 1966 году.

Всего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн 100 тыс. 338 второго поколения "Запорожцев" (моделей 966 и 968).

Советская реклама ЗАЗ 968А после рестайлинга 1972 года. Внешних отличий от предыдущей модели оказалось немного — появился сигнальный фонарь, предупреждающий о движении задним ходом и изменилось оформление передней части автомобиля. На этой модели "Запорожца" стали устанавливать ремни безопасности.

Кастом-"Запорожец" в украинском стиле.

В 2006-м в Петербурге президенты США и России Джордж Буш и Владимир Путин рассматривают "Запорожец" - первый автомобиль российского президента. Тогда американские журналисты почти с ужасом спросили: "Что это?"
Старый "Запорожец" Путина стал экспонатом музея в Стрельне. Машина, которую родители выиграли в лотерею, досталась ему на третьем курсе института.

22/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Следующий апгрейд "Запорожца" датируется 1979 годом. Машина, получившая не очень лестное прозвище "мыльницы", потеряла "уши". По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры.

История бренда "Запорожец" закончилась на ЗАЗ 968М. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по-другому.
Легендарный советский автомобиль "Запорожец" отмечает 60-летие.
18 июня 1959 года вышел опытный образец автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец", в октябре 1960 года начался его серийный выпуск, а 22 ноября с конвеера сошла первая партия.
Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец" в специальной сушильной камере. Создатели самого первого "ЗАЗ" вдохновлялись популярным на то время итальянским Fiat 600. Но "Запорожец" изначально должен был называться "Москвич-444", а выпускать его планировали в Москве, однако всю документацию на малолитражку передали на Запорожский комбайновый завод.
В народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали "горбатым" — за форму кузова.
Раскрывающиеся назад двери - одна из фишек и тема для насмешек. Шутили, что раскрывающиеся назад двери - дополнительные тормоза.
В его салоне не помещались баскетболисты, а человек среднего роста зажимал уши коленями, поэтому, как утверждалось в анекдоте, приемник в салоне был и не нужен.
Консервная банка системы "Запорожец" — говорил про него герой Андрея Миронова в фильме "Три плюс два". И все-таки он полюбился как героям, так и зрителям. Хорошая реклама автомобилю — в первую неделю проката фильм посмотрели 35 млн человек.
Для многих семей в шестидесятые поездка к морю на собственном "Запорожце" стала огромным счастьем. Именно выход картины "Три плюс два" привел к всплеску "дикого" туризма. Кстати, у выпускавшегося в течение 9 лет "Горбатого" была и экспортная версия под названием "Ялта" (Jalta) с молдингами на бортах, пепельницей и наружным зеркалом заднего вида.
Будни московской семьи. После деноминации 1961 года малыш на колесах стал стоить 1800 рублей, что эквивалентно 18 зарплатам советского инженера.
"Горбатый" оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины. Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сделана по-украински, с мягким знаком на конце.
Еще одной характерной особенностью "Запорожца" стали наваренные передние крылья, дополнительные зарешеченные прямоугольные воздухозаборники, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло.
Но главной отличительной чертой стал V-образный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который находился в "багажнике".
"Горбатый" на дороге между БелАЗами и "Волгой" в 1960-е.
Он ездил со скоростью, исключающей мысли об обгоне. "Он выдает 100 км/час", - пел Богдан Титомир.
А вот один из многочисленных советских анекдотов: "А вы знаете, почему у "Запорожца" багажник спереди? — Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать!"
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский на своем "горбатом" "Запорожце" возле студии на Шаболовке, где проходили съемки передачи, посвященной 50-летию автомобиля "Запорожец" ЗАЗ 965.
Почти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 года, пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 - "Ушастого", прозванного так за форму боковых воздухозаборников - и запустили ее в серийный выпуск в 1966 году.
Всего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн 100 тыс. 338 второго поколения "Запорожцев" (моделей 966 и 968).
Советская реклама ЗАЗ 968А после рестайлинга 1972 года. Внешних отличий от предыдущей модели оказалось немного — появился сигнальный фонарь, предупреждающий о движении задним ходом и изменилось оформление передней части автомобиля. На этой модели "Запорожца" стали устанавливать ремни безопасности.
Кастом-"Запорожец" в украинском стиле.
В 2006-м в Петербурге президенты США и России Джордж Буш и Владимир Путин рассматривают "Запорожец" - первый автомобиль российского президента. Тогда американские журналисты почти с ужасом спросили: "Что это?"
Старый "Запорожец" Путина стал экспонатом музея в Стрельне. Машина, которую родители выиграли в лотерею, досталась ему на третьем курсе института.
22/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Следующий апгрейд "Запорожца" датируется 1979 годом. Машина, получившая не очень лестное прозвище "мыльницы", потеряла "уши". По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры.
История бренда "Запорожец" закончилась на ЗАЗ 968М. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по-другому.
