Одним из уроков пандемии коронавируса для туристической отрасли стала невозможность долгосрочного планирования на несколько лет вперед, туроператорам пришлось научиться планированию на короткую перспективу ―на один-два месяца, говорит эксперт.
"Как будет выглядеть туризм после пандемии – кто бы ни рисовал какие-то картинки, это абсолютная утопия. Они не базируются пока ни на чем, потому что отрасль пока не вышла из этого клинча, и она не единственная не вышла из клинча. Все, что связано с обслуживанием, сервисом, и туризм в первую очередь очень сильно пострадали в том смысле, что количество потребителей сократилось", ― рассуждает Ломидзе.
Причем сокращение поездок ― это не выбор самих потребителей, отмечает эксперт. "Это не люди перестали ездить, а люди не хотят заболеть и с осторожностью принимают решения, и кроме того, действует масса ограничений в самих регионах", добавляет Ломидзе.
"Тот удар, который был нанесен по экспорту ― по выездному туризму, ― это вообще ни с чем нельзя сравнить. Как-то туроператоры перестроились, есть у нас какие-то (это пока очень смешно) направления выездные, но это не сравнить с тем ассортиментом, который был буквально год назад", ― рассказывает эксперт.
Во въездном туризме перспективы еще более туманные, чем во внутреннем и выездном, "рынок из клинча не вышел, и какой будет картина после пандемии, сейчас сказать невозможно", говорит Ломидзе.
"Только когда будут понятны перспективы завершения, некие протоколы поведения, совместного проживания с коронавирусом, потому что мне кажется, что мы к этому как раз и идем, только после этого можно будет сказать, как поменяется отрасль", ― отмечает собеседница.
Факт в том, что люди хотят путешествовать, менять картинку, в которой живут, они готовы тратить на это почти последние деньги, значит, туризм будет востребован и не умрет, резюмирует эксперт.
Читайте также:
- ВОЗ рассказала о рисках сокращения карантина при заболевании COVID
- Путин высказался о белорусском пути преодоления пандемии COVID-19
- Расслабляться нельзя: медики о ситуации с коронавирусом в Беларуси