МИНСК, 22 окт – Sputnik. Сейчас и действующая власть, и оппозиция нацелена на одно и то же – изменения Конституции: что предлагают изменить в основном законе страны, политические оппоненты обсуждали на кругом столе в мультимедийном пресс-центре Sputnik.
Пути реформы
Судья Конституционного суда Александр Марыскин, принимавший участие в подготовке действующей Конституции, не отрицает, что сейчас назрела необходимость по внесению изменений в основной закон. Он уверен, что универсальная Конституция невозможна, и с течением времени в любом случае она должна меняться. Но при этом любая Конституция должна быть стабильной. Сейчас все сходятся во мнении, что предстоящие изменения не обещают быть простыми. Но можно пойти несколькими путями.
"Действующую Конституцию уже саму по себе менять сложно. В Конституции разделы 1, 2, 4 и 8 изменяются только путем референдума. Остальные разделы может изменить парламент. Если идти по пути изменений как раз-таки этих ключевых разделов, то потребуется референдум", – объяснил Марыскин.
Он также подчеркнул: еще один вариант, о котором мало говорят – возможность принятия именно новой Конституции. Тогда это становится работой парламента и президента, без проведения референдума.
О президентском сроке
Политолог Юрий Воскресенский, вспоминая встречу с президентом Александром Лукашенко в СИЗО КГБ, заверил, что самая главная поправка, которую будет предлагать и сам глава государства, – ограничение количество сроков избрания президента до двух. Этой же позиции придерживается и председатель Либерально-демократической партии Беларуси депутат Олег Гайдукевич.
По словам председателя Республиканской партии труда и справедливости Василия Заднепряного, потребность в изменении Конституции возникла давно. И если в 1996 году принятые поправки были необходимым шагом, чтобы навести порядок, то это временная мера затянулась надолго.
"Необъяснимы полномочия президента – они уже выше царских. Понятно, что это сделано под влиянием негативных моментов того времени, но это стало настолько долгим, что сказалось на нашем развитии", – сказал Заднепряный.
Об избирательной системе
Заднепряный считает: первое, что надо менять – избирательную систему. Именно это политик считает корнем всех проблем. Ведь если тут оставить все, как есть, прикрыв это конституционной реформой, то даже самые хорошие изменения просто ничего не принесут. С ним единодушен и Гайдукевич: если провести косметические изменения в Конституции, не решив вопрос по выборам, проблема останется.
Воскресенский заверил, что все участники круглого стола в СИЗО в этом вопросе также единодушны и выступают за пропорционально-мажоритарную систему: ведь подавляющему большинству людей малоинтересны политические партии, а такая система поможет учесть все разнообразие мнений.
Гайдукевич всегда был сторонником именно пропорционально-мажоритарной системы: это, по его мнению, кардинально изменит политическую систему в стране, даст возможность разным политическим силам быть представленными и на уровне законодательной власти, и в областных, и в районных советах.
О перераспределении полномочий
К единому мнению приходит власть и оппозиция по поводу ограничения полномочий президента и передачи части функций другим ветвям власти, чтобы парламент, правительство и исполкомы могли решать многие вопросы проще и быстрее, чем сейчас. Заместитель председателя ОО "Белая Русь" Александр Шатько считает, что президентская власть должна сохраниться, однако существенное перераспределение полномочий необходимо провести.
"Помимо представительских функций у президента должны быть и другие весомые функции, в том числе накладывать вето на какие-то законодательные акты или действие парламента. Но и у парламента тоже должны быть аналогичные права", – считает Шатько.
Гайдукевич в этом вопросе тоже полагает, что у законодательной власти должно быть больше полномочий и ответственности. При этом речь не идет о парламентской республике. На его взгляд, Беларусь должна стать президентско-парламентской страной, где при пропорционально-мажоритарной избирательной системе у парламента гораздо больше полномочий.
Среди предложений часто звучат и вопросы о целесообразности двухпалатного парламента в стране. Об этом говорят и члены "Белой Руси", и Республиканской партии труда и справедливости, и предложения граждан по изменению Конституции.
"А если парламенту будет передано больше полномочий, то туда может присоединиться и половина от сената: сделать 140 человек, дать им больше полномочий и ответственности", – предлагает Заднепряный.
Политик также уверен, что назначения председателя Конституционного и Верховного судов, генерального прокурора должны исходить от парламентариев, а утверждаться президентом. Если президент не одобряет кандидатуру, то парламент 70% голосов может утвердить ее, в обратном случае – предложить другой вариант назначения.
Большинство также выступает по поводу большей независимости судебной системы, говорит Воскресенский по итогам встречи с президентом. В том числе, по словам политолога, Лукашенко и сам высказался о том, что пора передать часть полномочий: пока речь шла примерно о 100 таких функциях, которые уже рассматривали для делегирования губернаторам и руководителям более низкого уровня.