МИНСК, 18 сен – Sputnik. Сезонная активность респираторных инфекций на протяжении последних двух недель, несомненно, повысилась, однако вызваны они преимущественно не коронавирусом. Об этом в беседе со Sputnik сообщила врач-инфекционист высшей категории Елена Додалева.
"Речь об аденовирусной инфекции у детей, энтеровирусе и преобладающем у взрослых риновирусе, который протекает практически по классическому сценарию: сопровождается заложенностью носа, фарингитом, а позже – трахеитом и бронхитом, если вовремя не лечить. Подъем есть, особенно, среди школьников и студентов", – поясняет Додалева.
Вместе с тем, белорусские медики по-прежнему пристально рассматривают каждый случай респираторной инфекции на предмет возможного COVID-19.
"Сейчас из десяти прибывших на консультативный прием с респираторной инфекцией только у одного можно заподозрить коронавирус, и то с натяжкой: начав сопоставлять его возможность инфицироваться, искать характерные симптомы. В таких случаях мы обязательно берем мазок из носоглотки на ПЦР РНК этого вируса. Очевидно, встречаются и положительные результаты", – уточняет собеседница агентства.
Более низкая вероятность заболеть коронавирусом зимой, по словам врача-инфекциониста, – миф. "Сезонность не имеет никакого влияния на коронавирус: он может протекать в течение всего года с равными пиками. Теоретически можно предположить, что чем чаще люди бывают на свежем воздухе, тем более стремительно гибнет вирус в окружающей среде. Но зараженному достаточно вернуться в помещение, чтобы продолжить цепочку передачи вируса. А в осенне-зимний период люди чаще находятся в помещениях, чем на улицах, а там риск заразиться становится в разы выше", – подчеркивает Алена Додалева.
Стало меньше пневмоний – вирус слабеет?
"Начиная с августа и до этого дня пневмоний в разы меньше. Хотя они встречаются и сейчас, причем преимущественно "ковидные": подбирая лечение (даже при отсутствии подтверждающего теста), мы учитываем, что наличие двухстороннего воспаления, скорее всего, указывает именно на COVID-19", – делится эксперт.
Кроме того, становится все больше бессимптомных форм: приходя на прием, люди – особенно молодые – все чаще жалуются только на температуру и слабость.
"Теперь только тщательно собранный анамнез позволяет заподозрить у человека COVID-19: например, когда начинаешь понимать, что на предприятии, где работает пациент, буквально недавно регистрировались случаи заражения, пусть даже он не является контактом первого уровня. В общем, пропадает "клиника", классического коронавируса с признаками пневмонии и снижением кислорода в крови теперь практически не увидишь: в редких случаях и преимущественно у пожилых людей. На мой взгляд, вирус стал менее агрессивен", – считает Алена Додалева.
О второй волне
"Несмотря на то, что активность коронавируса сейчас держится на одном уровне (прирост составляет около 200 человек в сутки), мы понимаем, что рост неизбежен. Вторую волну мы ожидаем где-то в октябре-ноябре, и все предпосылки к тому, чтобы эта вторая волна случилась, уже есть: студенты вернулись в аудитории, школы работают без карантина, люди вернулись в офисы. К тому же, Беларусь – транзитная страна, и если мы видим прирост инфекции на территории Украины и России, он будет и у нас", – считает врач-инфекционист.
Между тем, система здравоохранению готова ко второй волне, убеждена эксперт. Кроме того, патогенность коронавирусной инфекции снижается.
"Основная задача медиков сейчас – не прозевать COVID- 19 в рутине сезонных респираторных инфекций, включая грипп, и быть максимально сосредоточенными в плане его ранней диагностики: сперва отбрасывать его и лишь потом приступать к лечению других заболеваний", – считает Алена Додалева.
Говорить о предполагаемой интенсивности второй волны сложно, признается инфекционист, особенно учитывая тот факт, что в Беларуси не прижился масочный режим.
"Мы рассчитываем, что за счет снижения патогенности коронавируса может быть меньше пневмоний и больше легких форм. Однако легкая форма у молодежи и почти бессимптомная у детей не исключит инфицирования ими старшего поколения. А там мы, вероятнее всего, увидим более классические варианты "ковидной" пневмонии, потому готовить ко второй волне следует, в том числе, и реанимационные отделения", – констатирует собеседница агентства.
О микст-инфекциях: можно заболеть и гриппом, и COVID-19?
"Мы опасаемся, что во вторую волну к COVID-19 присоединятся другие вирусы, они образуют смешанную инфекцию: такая сборная солянка в организме человека может вызвать непредсказуемое течение в сторону осложнений. Коронавирус сам по себе любит слабую иммунную систему", – поясняет Алена Додалева.
По ее словам, еще опаснее может быть микст-инфекция из коронавируса и гриппа.
"Именно поэтому медики активно агитируют людей делать прививки против гриппа, сезон которого приходится, как правило, на январь, февраль и март. Если не избежать этого микста, – когда COVID-19 встретится с вирусом гриппа в одном организме – осложнения могут быть действительно фатальными.
Грипп коварен в своих осложнениях (я бы сказала, почти на уровне COVID-19), он однозначно опасен для людей со слабым иммунитетом, хроническими заболеваниями. Кроме прочего, грипп – единственная вакциноуправляемая респираторная инфекция, поскольку у других нет такого летального шлейфа", – делится врач.
О лечении коронавируса в Беларуси
"Лечение коронавирусной инфекции в Беларуси за минувшие месяцы не изменилось. К счастью, те протоколы, что были опробованы нами в период пика пандемии, подтвердили свою эффективность в большей степени, так что новых нет. Есть небольшие изменения в тактике диагностики – с учетом появления тест-систем вдобавок к ПЦР-мазкам", – поясняет Алена Додалева.
По словам врача-инфекциониста, медики во всем мире сейчас работают по двум направлениям: во-первых, занимаются разработкой вакцины, во-вторых, стремятся усовершенствовать противовирусное лечение.
"К счастью, первые вакцины уже появились: Россия нашумела со своим "Спутником V", но я была бы осторожна в оценке качества этой прививки. В целом, я являюсь сторонником вакцинации, просто прошло слишком незначительное количество времени, чтобы даже у меня сложилось мнение, как у врача-инфекциониста. Вероятно, о ней стоит спрашивать вирусологов, которые проводят апробации. А вот вакцины против гриппа уже проверены временем", – поясняет она.
Определенные соглашения между правительствами России и Беларуси в плане апробации вакцины уже достигнуты, уточняет Алена Додалева: в целом, система здравоохранения нашей страны сегодня принимает все меры для того, чтобы ослабить вторую волну коронавируса.
Стоит бояться переболевших? О долгом выделении вируса
Глава Роспотребнадзора Анна Попова накануне заявила о том, что выделение вируса из организма человека может длиться до трех месяцев.
"Современные протоколы, основанные на мировом опыте, однозначно указывают на то, что средний инкубационный период длится 14 дней, а среднее выделение вируса происходит на протяжении 21 дня. Но коронавирусная инфекция у разных пациентов протекает очень по-разному, он в целом мало изучен", – говорит Алена Додалева.
Комментируя заявления российских ученых об особенностях некоторых переболевших долго выделять вирус, инфекционист отмечает: скорее всего, это не закономерность.
"Я думаю, это не закономерность, а индивидуальная особенность и самого вируса, и организма, в котором он находится. Но есть и другие инфекционные болезни, которые могут протекать бессимптомно с очень длительным выделением (в их числе, норавирус, сальмонелла, стафилококки и не только). Вопрос требует изучения: безусловно, будет очень плохо, если это станет особенностью COVID-19", – рассуждает Алена Додалева.
По ее мнению, все усилия сейчас стоит бросить на доброкачественное, полноценное излечение больных коронавирусом, а также на разработку эффективной и безопасной вакцины.
Спрашиваем эксперта о том, стоит ли бояться выздоровевших: "Моя практика показывает, что 21 день, который условно считается изоляционным, срабатывает. У нас не было случаев, чтобы прошло такое время, а в семье появился новый зараженный из ранее не болевших".
При этом врач-инфекционист признает: в Беларуси уже наблюдались случаи повторного заражения людей коронавирусом спустя 160 дней после выздоровления. Стоит признать и тот факт, что инфекция весьма заразна.
"Как правило, болеет вся семья: заболевший человек при близком контакте так или иначе инфицирует свое окружение в быту. Другой вопрос, что одни переносят заболевание тяжелее, а другие – вообще бессимптомно. В любом случае, по истечении 21 дня от последнего заболевшего в семье врачи завершают работу в очаге", – поясняет она.
Как уберечься от болезней в этом сезоне? Советы инфекциониста
"Первостепенный совет – ношение маски. Люди с явными признаками инфекции приходят без масок даже в учреждения здравоохранения, не пользуются ими в офисах, магазинах и общественном транспорте. Но человеку, попавшему с улицы в душный, спертый воздух, хватит 20-30 минут, чтобы заразиться чужим вирусом, а иногда достаточно даже одного лишь прикосновения к поручням или сиденьям", – предостерегает врач.
По ее словам, с учетом наступления сезона весьма заразных респираторных инфекций соблюдать строгий респираторный этикет и социальную дистанцию стоит вплоть до следующей весны, когда снизится сезонная заболеваемость гриппом.
"Людей не удастся остановить в их стремлении мирно протестовать – в связи с возросшей политической активностью. Поэтому я призываю и протестующих тоже носить маски. В сознательность белорусов я верю, восхищаюсь нашей молодежью и призываю всех этих светлых, умных и прогрессивных людей к заботе о безопасности – своей и окружающих", – резюмирует врач-инфекционист Алена Додалева.