Если Россия пытается способствовать стабилизации обстановки в соответствии с союзными обязательствами, то Польша и Литва наоборот активно вмешиваются в дела Минска, не только оказывают политическую, финансовую, информационную поддержку протестному движению, но и фактически руководят им.
О "репутации" Украины
К сожалению, даже Украина, в развитие отношений с которой в последние годы немало инвестировало белорусское руководство, не осталась в стороне, и южные соседи, несмотря на собственную плачевную ситуацию, пытаются половить рыбку в мутной воде белорусских противоречий. Нужно отметить, что только в Минске в ходе активной фазы акций протестов было задержано 10 украинских граждан, посол Украины Игорь Кизим отозван в Киев для консультаций, а министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что "Украина на официальном уровне прекратила все контакты с Беларусью" и отношения могут быть восстановлены лишь в том случае, "если это не будет вредить репутации Украины".
Если честно, то непонятно, о какой "репутации" говорит украинский дипломат, особенно с учетом того, что на Украине продолжается гражданский конфликт, который Киев пытается объяснить "российской агрессией", но события, практически ежедневно происходящие в этой стране, не оставляют шансов для подобного чересчур примитивного понимания. Например, 27 августа под Харьковом радикалы из экстремистских формирований "Азов" и "Национальный Корпус" заблокировали и расстреляли автобус с представителями организации "Патриоты – за жизнь", в результате чего большинство пассажиров были ранены, а несколько человек находятся в критичном состоянии.
Вряд ли в произошедшем инциденте можно обвинить третью сторону (хотя в украинском дискурсе всегда виноват Путин), поэтому очевидно наличие глубоких противоречий в обществе, а ситуация настолько тупиковая, что соотечественники готовы убивать друг друга по политическим мотивам.
В контексте рассуждений Кулебы о "репутации" Украины можно вспомнить десятки "висяков" о нападениях и убийствах общественных активистов и журналистов, некоторые из которых, как Павел Шеремет, отправились в страну победившей "революции достоинства" именно в поисках абстрактной свободы и демократии. В этом же ряду находится мерзкое преступление, связанное с массовым сожжением людей в Одессе 2 мая 2014 года, за совершение которого также никто не ответил.
В отношениях с Беларусью Киев тоже успел отметиться шпионским скандалом с задержанием украинского военного разведчика Шаройко, работавшего в Минске под прикрытием журналиста, а также недавней историей с "вагнеровцами", которых выманили на территорию нашей страны и подставили именно украинские спецслужбы с целью разжигания белорусско-российских противоречий. В общем, сюжеты, посвященные имиджу Украины, можно рассказывать бесконечно долго, и для этого нужно писать не статью, а отдельную "белую книгу" с описанием всех прелестей тамошней "демократии".
Изменения внешней политики неизбежны
Однако перечислять украинские грехи – это не мешки ворочать, реальная задача состоит в том, чтобы понять мотивы действий Киева и возможные последствия для нашей страны.
Во-первых, нужно сказать, что Украина не совсем самостоятельна в своих решениях и, вероятно, следует в общем русле западной политики, что стало очевидно еще до выборов, когда в апреле 2020 года Киев вдруг присоединился к санкциям ЕС против Беларуси, подразумевавшим оружейное эмбарго и персональные ограничения для четырех человек.
Во-вторых, центральный аппарат украинского МИДа на настоящем этапе в основном состоит из т.н. "соросят" - выходцев из структур "гражданского общества", за спиной которых на практике нет ничего, кроме участия в образовательных программах американских фондов, в основном Дж. Сороса, где им привили фанатичную веру в право Запада насаждать "демократию" по всему миру, в том числе с применением насилия и методов "цветных революций".
В-третьих, отдельные политики на Украине уже давно носятся с идеей переноса переговорной площадки по мирному урегулированию конфликта в Донбассе из Беларуси в другую страну, что, по их мнению, обнулит обязательства в рамках Минских соглашений. (Хотя это грубая ошибка, белорусское государство не имеет к соглашениям никакого отношения, а смена площадки не подразумевает ничтожность заключенных ранее договоренностей.)
Весь этот комплекс мотивов, начиная от желания угодить Западу, внутренних убеждений украинских дипломатов и заканчивая шулерским помыслами под шумок увильнуть от исполнения обязательств по Минским соглашениям, толкают Киев на обострение отношений с Беларусью. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что запланированный на осень в Гродно Форум регионов Беларуси и Украины не состоится, возможны осложнения для белорусских кампаний в ведении хозяйственной деятельности на украинском рынке. Наиболее ретивые киевские публицисты, в свое время любившие вкусно и бесплатно покушать на экспертных сессиях "Минского диалога", уже дописались до идей введения каких-то "экономических санкций" против нашей страны.
Что касается смены переговорной площадки, то этот вопрос не может быть решен Киевом единолично, есть еще позиция ОБСЕ, Германии, Франции и России, а Москва уже однозначно высказалась против подобных намерений. Но и в целом значимость фактора проведения в Минске переговоров по мирному урегулированию конфликта в Украине для нашей страны существенно снизилась в свете произошедших событий. Очевидно, что концепт "белорусской Швейцарии" и многовекторность внешней политики придется пересматривать, возрастает значимость отношений с РФ, участия в проектах Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.
Геополитическая конфронтация в мире будет нарастать, и в этих условиях Беларусь, предлагавшая роль "моста", не соответствовала агрессивному духу времени. Хотя в целом дипломатическая концепция, которую многие годы продвигал министр иностранных дел страны Владимир Макей и его ведомство, отвечала мирным интересам страны.
Вместе с тем внешняя политика Беларуси вынуждена меняться под влиянием объективных обстоятельств, а внутри страны крайне важно начать общенациональный диалог и запустить процесс управляемой политической трансформации, исключив вмешательство извне, иначе есть вероятность, что "белорусский вопрос" зарубежные посредники будут решать столь же "эффективно", как и украинский.