Если бы Дмитрий Алексеев в свое время не ушел с административной службы, сейчас мог бы уже, наверняка, возглавить райисполком. Десять лет назад он был начальником отдела администрации Первомайского района. Но однажды на футболе познакомился со спасателями и ушел к ним работать.
"Они зацепили меня своей уверенностью, честностью и целеустремленностью. Административная работа была тоже в чем-то интересной, но все-таки скучноватой и монотонной. А мне хотелось попробовать применить свои знания и умения в более полезной и ответственной работе, и я ушел", – рассказывает Дмитрий.
Деньги роли тогда не сыграли – говорит, зарплаты были сопоставимыми. Просто хотелось более живой и осмысленной работы. Сейчас он командир отделения пожарной аварийно-спасательной части № 8 Первомайского РОЧС Минска – той самой, спасатели из которой оказались десять лет назад с ним в одной команде по футболу.
Накануне Дня пожарной службы Беларуси Sputnik расспросил Дмитрия Алексеева о том, бывает ли ему страшно, и как часто случаются в его части дни, когда не надо никуда ехать.
Не страх, а опасение
Страха перед новой очевидной рискованной профессией, признается Дмитрий, у него не было. Было одно опасение – что не оправдает доверия людей, которые его взяли. Но, говорит, повезло с коллегами и учителями – если где на начальном этапе и ошибался, страховали и вовремя поправляли, объясняли и очень много рассказывали.
"Ни один пожар не похож на другой. Всегда есть неизвестность, неопределенность, поэтому порой приходится принимать решения моментально. И если ты не уверен в тех людях, которые рядом, конечно, это может быть опасно. Очень важен коллектив, в котором ты работаешь, наставники, которые тебе передают опыт и знания, рассказывают свои истории, как и что было у них, потому что стандартных ситуаций не бывает", – рассказывает Дмитрий.
За эти десять лет, говорит, бывало напряженно, тревожно, но страшно, пожалуй, ни разу не было.
"В звене – как минимум три человека, а когда знаешь, кто на что способен, страха нет", – объясняет Дмитрий.
Ночью, конечно, сложнее: когда за минуту нужно собраться – успеть проснуться, надеть боевую одежду, взять "спецовку" и на ходу продумать кратчайший маршрут следования. Максимальное время прибытия на место – семь минут, но обычно спасатели приезжают раньше. Чаще всего им приходится заниматься именно пожарами. Благо, больших пожаров не много – профильная инспекция работает на упреждение, следит за соблюдением правил пожарной безопасности, где это возможно. Но к каждому нетрезвому любителю покурить инспектора не приставишь.
Обсыпало стеклом и залило монтажной пеной
Пару лет назад Алексеев с коллегами помогали тушить пожар на Опытно-механическом заводе в Зеленом Луге. На складе загорелись строительные отходы, были открытый огонь и столб черного дыма. Площадь возгорания составила 50 метров.
"Тогда приехало много подразделений. Наша задача была подать стволы на тушение. Но, зайдя в эту пристройку, увидели кислородные баллоны, поэтому не только тушили, но и охлаждали", – вспоминает Дмитрий.
Но ему в память врезался другой пожар – в частном недостроенном коттедже в поселке Цна. Он тоже горел открытым пламенем.
"Когда мы приближались к этому дому, начали трескаться стеклопакеты, а они были больших размеров – и нас осыпало осколками. Прошли, пошли дальше. Но на этом история не закончилась: когда мы зашли в горящую комнату, там начали взрываться баллоны с монтажной пеной. Никто, конечно, не пострадал, но стены и одежда были испачканы", – рассказывает Дмитрий.
А на пожаре по улице Тикоцкого – горела квартира – эвакуировали людей.
"Подъезжая к дому, поняли, что пожар серьезный – пламя вырывалось с обеих сторон дома, там окна были на обе стороны. Горела квартира на шестом этаже. Мы были не первые прибывшие, получили задачу проветривать подъезд, так как было очень плотное задымление. Мы в полном задымлении прошли до 9-го этажа, открыли чердачное помещение, и это позволило создать тягу. А потом пошли выводить людей с верхних этажей", – рассказывает Дмитрий.
За эти десять лет были случаи, когда они с коллегами не успевали – они-то всегда спешат и приезжают максимально быстро, но тут многое зависит и от своевременности вызова. Свое первое "не успели" он помнит до сих пор.
"На перекрестке Некрасова и Беды горела квартира. Были двое в нетрезвом состоянии. Дверь вскрыли, проникли, вынесли человека в подъезд, передали бригаде скорой помощи. Долго проводили реанимацию, но привести в чувство не удалось", – вспоминает Дмитрий.
Но в его практике множество и других историй: когда успели, и если бы не они с коллегами, человека бы не стало.
"Более десяти человек за мой период спасли. То есть это реальные ситуации: если бы не наше вмешательство, то он или бы задохнулся или сгорел бы", – рассказывает Дмитрий. На вопрос Sputnik приходят ли эти люди потом сказать "спасибо", он рассмеялся: говорит, редко.
Котики
Чаще всего Дмитрия и его коллег благодарят либо соседи погорельцев, либо дети – за спасенных котиков. В части собрали уже целую галерею – детвора в благодарность за снятых с деревьев питомцев несет спасателям рисунки.
Да, котиками иногда тоже приходится заниматься, хотя, признается Дмитрий, большой целесообразности в этой работе он все-таки не видит. Конечно, если есть время, и если хозяева очень волнуются, то чтобы успокоить людей – "спасти" их от нервного срыва, – сотрудники МЧС готовы помочь и в этой ситуации.
"Мы это можем делать только по пути, возвращаясь с вызова. Честно говоря, если кот хочет слезть с дерева, он сам слезет. Это делается, скорее, чтобы успокоить хозяев. Потому что часто приезжаешь, видишь, сидит кот на козырьке, хозяева говорят: "Ай-ай-ай, мы не можем достать". Мы только лестницу поставили, он тут же запрыгивает в свое окно одним махом", – говорит Дмитрий.
Вспоминает, как сняли кота с дерева, посадили в переноску, отдали счастливым хозяевам, а те, справившись с первыми радостными эмоциями, выяснили, что кот не тот.
"Люди стояли под деревом, радовались пять минут, погладили, а потом говорят – так это же не наш кот. И давай опять снова деревья осматривать", – смеется Дмитрий.
Рано или поздно кот слезет, напоминает впечатлительным хозяевам спасатель. А кто-то, пока спасатели будут заниматься котиком, может и не дождаться помощи.
А вызовы у них почти каждый день. Так, чтобы в зоне их ответственности ничего не случалось, чтобы никому не нужна была их помощь, бывает очень редко. К примеру, в последнее дежурство – помогали автомобилистам: в течение часа в двух разных местах загорелись машины.
"Потушили одно возгорание и, возвращаясь в подразделение, получили команду следовать на следующий пожар. И опять авто...", – рассказывает Дмитрий.
Осы
Лето, рассказывает Дмитрий, для спасателей в ПАСЧ № 8 ассоциируется прежде всего с осами.
"Наша часть специализируется на ликвидации гнезд жалоносных насекомых. Это осы, шершни, пчелы. В летний период – июль-август – сентябрь количество вызов по ликвидации ос существенно возрастает. В прошлом году бывало и по 5-6 выездов за день совершали. Собираем заказы, вечером поехали. Вечером, потому что в это время они собираются в гнезда и менее агрессивны. Случалось, что и кусали, но несущественно", – рассказывает Дмитрий.
У спасателей свой календарь: весна – пожары, спровоцированные палом травы, лето – осы. С началом отопительного сезона возрастет число пожаров в частном секторе. Плюс круглогодично работа на ЧП, которые устраивают курящие выпивохи, помощь при сложных ДТП – машину, улетевшую в подземный переход на пересечении Независимости и Сурганова, тоже доставали оттуда Дмитрий с коллегами.
На вопрос Sputnik, чтобы Дмитрий пожелал коллегам в профессиональный праздник, он, не задумываясь, сказал – здоровья и поменьше выездов. А всем остальным – быть более внимательными и не забывать, что не все зависит от спасателей и соседей, которые позвонят на линию "101".
Sputnik присоединяется к этим словам и поздравляет всех спасателей с Днем пожарной службы Беларуси