Как найти подход к любому спикеру, получить от него нужную информацию и в случае необходимости тактично перебить, рассказала шеф-редактор управления комплексных и специальных проектов дирекции развития бизнеса МИА "Россия сегодня" и ведущая шоу "КомпАс" на радио Sputnik Татьяна Голованова.
В пятницу состоялся очередной онлайн-вебинар SputnikPro на тему "Без права на ошибку. Как брать интервью в прямом эфире". Во время него Голованова дала ряд дельных советов не только начинающим, но и опытным радиоведущим.
Допускать ошибки
В начале общения с участниками вебинара автор подкастов "Последнее путешествие Романовых" и "Острова" отметила, что ни ведущим, ни спикерам не стоит бояться делать ошибки в прямом эфире. Порой они наоборот могут помочь раскрепостить собеседника. В качестве примера Голованова привела одно из своих интервью с нынешним заместителем председателя Правительства Российской Федерации Татьяной Голиковой.
"Мы начинаем эфир, как обычно с "представлялки". Говорю: "Здравствуйте, в студии Татьяна Голованова и позвольте… В этот момент Татьяна Голикова меня перебивает: "Голикова я". Знаю, кто вы, я – Голованова… Эта секундная заминка разрядила беседу, дальше получилось теплое доверительное интервью", – пояснила журналист.
Но это не значит, что речь у ведущего должна быть безграмотной. По словам, спикера для журналиста важно постоянно работать над собой. Читать книги в слух для развития дикции и тренировать свою речь, к примеру, проговаривая текст с пробкой во рту.
Готовиться к интервью
Для подготовки к ридиоэфиру в первую очередь необходимо придумать тему для интервью. По словам Головановой, помочь в этом могут социальные сети, паблики, Telegram, Twitter.
"Социальные сети – полезная штука, но нужно уметь ими пользоваться. За тему можно браться только в том случае, если минимум два источника подтвердили опубликованную там информацию", – советует эксперт.
Много тем черпается из новостей, и умение журналиста их анализировать, по словам Головановой, высоко ценится во всех редакциях.
Бывает, что-то полезное удается подчеркнуть из пресс-релизов. Но основной фундамент для интервью следует искать в официальных документах.
Крайне важно не только подготовиться к теме разговора, но и узнать какую-нибудь информацию о спикере, его компании. Это позволит впоследствии разговорить эксперта, начав интервью с разговора о его достижениях. При этом не нужно заискивать и перечислять регалии собеседника. Все это можно завуалировать в самом вопросе: "Вы многое изучили, много ездили по стране, что вы отметили с вашей профессиональной точки зрения?".
Вести беседу
Перед самым началом эфира Голованова посоветовала всегда уточнять должность у эксперта, например, поинтересовавшись, как лучше его представить слушателям.
Еще более важно раскрепостить спикера перед интервью. Для этого стоит продемонстрировать свою гостеприимность как хозяина студии, предложить кофе, чай, воды, поговорить с ним на отстраненные темы – о погоде, отдыхе, еде и так далее. Можно объяснить технические нюансы эфира.
Но лучше всего поможет расположить гостя к себе уместная улыбка и неподдельный интерес журналиста к его работе.
Во время прямой трансляции шеф-редактор посоветовала не забывать, кто хозяин в студии, и вести беседу в нужном вам русле, но помнить при этом, что эксперт не вы.
Когда гость уходит в дебри рассуждений или отклоняется от темы, его стоит тактично перебить, задав, к примеру, уточняющий вопрос.
"Если уже вас совсем до белого каления довели, скажите прямо, мол, Алексей, я вас спрашиваю, а вы уходите от темы, ответьте конкретно на вопрос, потому как это интересно всем", – привела пример Голованова.
Время интервью в прямом эфире, по мнению журналиста, не должно превышать 15 минут для обычного спикера и 25 минут для звезды. В последнем случае беседу лучше разбить на два блока.
Ждать сюрпризов
Во время прямого эфира могут возникнуть технические неполадки. К примеру, при общении с экспертом по телефону пропадет связь. Для того чтобы чем-то заполнить эфирное время в подобных ситуациях, специалист советует заранее узнать какие-то интересные факты, касающиеся обсуждаемой темы и рассказать об этом слушателю. Также можно еще раз представить эксперта, звонок с которым сорвался, и рассказать, какие вопросы вы хотели ему задать, пообещав, что обязательно их зададите позже.
Бывает и такое, что в эфир попадают посторонние люди.
"Года четыре назад на связь с Дианой Горшечниковой должен был выйти известный эксперт по Китаю Бронислав Виноградский. Однако редактор ошибся номером. На вопросы о том, как проходит парад Победы в Китае, отвечать стал простой парень. Он, к слову, не растерялся, пошутил, что из тяжелого вооружения представили автомобиль "CHERY" с пулеметом на крыше. После этого Дина поняла, что произошло, объяснила зрителям случившееся минуткой юмора и пообещала, что эксперт вернется к этой теме со всей серьезностью чуть позже", – вспомнила Голованова.
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. С марта 2018-го года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Сейчас с учетом эпидемиологической ситуации в мире все вебинары проходят онлайн. За анонсами виртуальных встреч с первоклассными специалистами своего дела следите на нашем сайте и странице в Facebook.