Результаты централизованного тестирования (ЦТ) постепенно становятся известны. Напомним, что в прошлом году Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) поменял систему оценки тестирования, из-за чего у абитуриентов и их родителей появилось множество вопросов. Sputnik попытался ответить на самые частые из них.
Сколько "стоили" задания на ЦТ?
О "стоимости" заданий на тестировании РИКЗ в этом году сообщил заранее. Так, опубликована схема начисления "первичных" баллов, разная для каждого предмета.
Например, в русском языке верные ответы на вопросы А1-А27, а также А29 и А30 "стоят" два балла, частично верные – один балл. Ответ на вопрос А28 также стоит два балла, а частично верного ответа здесь не бывает. За верные ответы на вопросы Б1-Б6 дают два первичных балла, а за Б7-Б10 дают два за верный и один за частично верный.
Для каждого предмета схема начисления баллов разная. Подробнее можно смотреть на сайте РИКЗ.
Что означают первичные баллы?
Первичный балл – это то количество условных баллов, которые набраны на тестировании. Позже они на основе таблицы соответствия переводятся в тестовый балл. Именно он, тестовый балл, и является итоговым результатом.
Как узнать, какое количество первичных баллов соответствует тестовому?
Эта информация также опубликована на сайте РИКЗ: есть соответствующая таблица. Для каждого предмета таблица разная, появляются они вместе с результатами по отдельным предметам. Ищите ее на сайте института в разделе "ЦТ".
Почему между баллами такая разбежка?
Многие абитуриенты и педагоги в прошлом году обратили внимание на дискретность баллов: то есть, скажем, следующий после 100 тестовый балл – 96. Аналогичная ситуация была и в начале, и в середине оценочной таблицы.
Как пояснял глава РИКЗ Юрий Миксюк, количество заданий и, соответственно, первичных баллов ограничено. Поэтому и возникает определенный "зазор" между оценками. Иначе, при текущей системе оценки, приходилось бы в ЦТ давать больше заданий. Поэтому при новой системе наблюдается дискретность.
Почему так легко набрать 20-40 баллов?
После внедрения новой системы оценки ЦТ средние баллы по предметам выросли. Многие обратили внимание, что для получения 20-40 баллов, то есть превышающих минимальный порог, достаточно дать лишь несколько правильных ответов.
Как поясняло руководство РИКЗ, эти баллы соответствуют школьным отметкам, то есть 40 баллов – условная "четверка", для которой знать многого не надо. В то же время на 80 баллов надо знать гораздо больше, как и на школьную "восьмерку", поэтому и на ЦТ на эту отметку надо решить заметно больше.
Утверждают в РИКЗ и то, что ничьи баллы не "занижались": за одинаковое количество знаний абитуриенты получают схожие отметки и на РТ, и на ЦТ, вне зависимости от сложности заданий. Поэтому у многих ребят отметки на репетиционном и на централизованном тестировании, а также в аттестате теперь совпадают. Причина в том, что теперь на ЦТ не ранжируют абитуриентов между собой, а исходят из абсолютной оценки знаний.
Почему по-прежнему можно "натыкать"?
Действительно, наугад можно на ЦТ набрать и 40 баллов – однако это зависит от везения. При условии ограниченного количества вопросов и ответов вероятность случайного набора определенной отметки сохраняется, однако в РИКЗ подчеркивают, что стараются с этим бороться. Грубо говоря, в любом тесте в условиях закрытых вопросов возможно наугад попасть в верные ответы – однако высоких баллов это не принесет.
При этом абитуриенты с баллами до сорока считаются неконкурентоспособными, шансов на успешное поступление у них так же немного, как и у тех, кто в прошлые годы набирал по 20 баллов.
Вырастут ли проходные баллы в вузы?
Заметных изменений в результатах ЦТ в 2020 году по сравнению с 2019-м нет, поэтому ожидать резких изменений проходных баллов вряд ли стоит.