Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать

© Sputnik / Марина СеребряковаДевочки признаются, что прополка - совершенно нескучное занятие
Девочки признаются, что прополка - совершенно нескучное занятие - Sputnik Беларусь
Подписаться
Коронавирус внес небольшие изменения в формирование временных трудовых коллективов: некоторые ребята не смогли выйти на работу, поскольку перед началом смены стали контактами первого уровня.

В этом году из-за коронавируса думали, что не наберем детей, признается заместитель директора по учебно-методической работе Центра дополнительного образования детей и молодежи "Ветразь" Елена Гриценко. А вышло наоборот: желающих больше, чем выделенных мест. Даже сформировали резерв – на случай если кто-то откажется или не сможет приступить к работам.  

"В резерве стоят человек десять. Некоторые дети из первой смены отпали, потому что были контактами первого уровня, но они перешли к нам на вторую смену", – рассказывает Елена Ивановна.

В "Ветразе" в этом году сформировали две смены на 43 человека: 21 отработал в первую смену, еще 22 – придут на вторую. Смена – 14 рабочих дней, две с половиной календарные недели. Рабочий день длится 4 часа 36 минут, предусмотрен получасовой перерыв на обед. Кроме сокращенного рабочего дня – а это предусмотрено законодательством – в остальном все по-взрослому: договор, трудовая книжка и карточка социального страхования.

© Sputnik / Марина СеребряковаВ трудовых подросткам запишут "подсобный рабочий" и "рабочий зеленого строительства"
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
В трудовых подросткам запишут "подсобный рабочий" и "рабочий зеленого строительства"

О том, насколько подростки – эффективные работники, кто и сколько им платит, а также куда дети намерены потратить свои первые деньги, Sputnik расспросил педагогов "Ветразя" и самих подростков.

... а потом родители "просыпаются"

Возможность подзаработать таким образом – при учреждениях образования – у подростков существует уже около 10 лет. Порядок организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время определен соответствующим положением Совмина.

Деньги на оплату труда выделяются из бюджета. Работает это следующим образом: зимой педагоги опрашивают родителей и подростков на предмет того, кто хотел бы летом подработать, составляют списки, направляют в районные управления занятости, те – в региональные комитеты, в случае Минска – в комитет по труду, занятости и соцзащиты Мингорисполкома. Под поданную заявку выделяются деньги.

© Sputnik / Виктор ТолочкоДиректор "Ветразя" Валентина Румова: мы так соскучились по детям, что рады даже тому, что нагрузка немного увеличилась
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
Директор "Ветразя" Валентина Румова: мы так соскучились по детям, что рады даже тому, что нагрузка немного увеличилась

"Мы, изучив спрос, видим, что у нас предположительно такое количество. В этом году по предварительному изучению у нас получилось 43 рабочих места. Вот мы 43 рабочих места и заказали в комитете. За полтора месяца до начала мы повторно опрашиваем, не изменилась ли ситуация. Но всегда ближе к лету "просыпаются" родители и вспоминают, что отпуска пока нет, а ребенок нигде не привлечен, а тут есть такой вид занятости, а давайте-ка мы уточним. В таких случаях, к сожалению, приходится отказывать, потому что это уже заказанные средства", – объясняет директор "Ветразя" Валентина Румова.

По словам педагогов, этот проект изначально придумывали с упором на детей из многодетных и неполных семей, а также семей, состоящих в СОП, но спросом он пользуется у совершенно разных слоев населения. В "Ветразе" сейчас трудятся преимущественно воспитанники центра, те, кто в течение года ходят сюда же на всевозможные кружки.

Подленивались

Танцоры и полиглоты из "Ветразя" – те, что учат здесь английский – на эти две с половиной недели стали подсобными рабочими и рабочими зеленого строительства. Подметают, облагораживают клумбы, готовят забор под покраску. Больше всех повезло Юре – любителю посидеть за компьютером – он снимает и монтирует рекламные ролики для "Ветразя".

Самое сложное, признается куратор работ, педагог-организатор Татьяна Ивановна Прибушеня, было первое время, когда нужно было объяснить начинающим работникам, что такое трудовая дисциплина.

© Sputnik / Марина СеребряковаДевочки признаются, что задания были совсем не сложные
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
Девочки признаются, что задания были совсем не сложные

"Они очень хотели работать. Но, может, немного недопонимали, что такое рабочий день, что должна быть трудовая дисциплина, что они  должны приходить вовремя и уходить вовремя. Сейчас уже все в порядке. Вот у нас с 12:00 до 12:30 обед, так они уже в 28 минут все на старте, все понимают, что они уже должны идти работать", – рассказывает Татьяна Ивановна.

На вопрос, в чем заключалось недопонимание, педагог, поразмыслив, все-таки признается: подленивались. Но серьезных нарушений трудовой дисциплины за это время не было.

Каждое утро Татьяна Ивановна распределяет фронт работ: кто идет подметать, кто поливать, а кто полоть. Возражения, как потом уже признались нам девочки-подростки, принимались далеко не всегда – это же работа.

Немножко устали

Если честно, устала психологически, так отзывается на просьбу прокомментировать эти первые 14 рабочих дней Олеся Данько. В сентябре она идет в 9-й класс.  

При этом говорит, что задания были несложные, да и скучно тоже не было – она не все 14 дней подметала.

"Мы еще пропалывали грядки, а там были насекомые, поэтому скучно не было. Было страшно. Мои подруги тоже боятся насекомых, поэтому было не очень приятно их видеть там", – говорит Олеся.

© Sputnik / Марина СеребряковаМногое из того, что приходилось делать, знакомо по работе в деревне у бабушки, признаются ребята
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
Многое из того, что приходилось делать, знакомо по работе в деревне у бабушки, признаются ребята

А вот Матвей Гуц признается, что ему было не особо сложно. Все, что ему здесь поручали - и подготовку забора к покраске, и сгрести скошенную траву – он уже неоднократно делал у бабушки в деревне. Хотя мысли сбежать все-таки были.

"Конечно, бывают моменты, когда устаешь от монотонной работы, но есть же какая-то цель, к которой ты стремишься, поэтому нет – такие вопросы не побеждали здравый смысл", – смеется Матвей.

Он увлекается моделизмом, а это хобби требует денег. 

"Все время просить денег у родителей – это не совсем корректно. Появилась возможность, и я решил подзаработать", – объясняет свое решение прийти на работу в "Ветразь" Матвей.

© Sputnik / Марина СеребряковаТрех девочек направили на переучет в костюмерной театра танца "Чарли"
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
Трех девочек направили на переучет в костюмерной театра танца "Чарли"

Из-за денег сюда пришла и Маргарита. Она бывшая гимнастка. Говорит, с детства имела заработанные карманные деньги – им платили за выступление с коллективом на концертах. А потом надо было выбирать – гимнастика или учеба. Маргарита выбрала школу.

"Здесь сумма была не очень принципиальна. Нам сказали – около 250, и меня это вполне устроило. Подметать – это не страшно, это очень легкая работа", – говорит Маргарита.

Впрочем, были и те, для кого деньги были не столь важны – просто хотелось общения и не хотелось в деревню к бабушке. Компьютерщик Юра – тот самый, единственный из смены, кто получит отличную от других запись в трудовую книжку "оператор ЭВМ" – признался Sputnik, что вопрос "а сколько заплатят" он задал только в последний день смены.

© Sputnik / Марина СеребряковаТатьяна Прибушеня признается, что самое сложное в первое время - объяснить, что такое трудовая дисциплина
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
Татьяна Прибушеня признается, что самое сложное в первое время - объяснить, что такое трудовая дисциплина

"Я вообще не знал, что меня тут ждет. Хотел попробовать наемным рабочим поработать. Больше не ради денег, а ради получения опыта. Я пришел сюда, и мне понравилось. Меня не гоняли. Мне просто очень нравится монтировать. Я сам все делал. Меня даже заставлять не приходилось", – рассказывает Юрий Ивчук.

"Пока отложу" и мороженое

"Пока отложу" и "буду копить" стали самыми популярными ответами на вопрос, что подростки планируют сделать с деньгами. Заплатят им, как и обещали, около 250 рублей.

"Мы будем копить, чтобы купить потом что-то хорошее и качественное, полезное. Какую-то, может, технику для учебы – компьютер, например. Он будет очень полезен потом, когда буду поступать в институт, и даже в работе. Хотелось бы что-то покрупнее", – говорит Олеся Данько за себя и за подруг.

"В копилочку" планируют сложить свои деньги и две из трех девчонок, которые занимались переучетом в костюмерной театра танца "Чарли" в центре. Треть удивила, сказав, что планирует потратить свою зарплату на "покушать".

"Купить еду и быть счастливой, что может быть лучше? Последнее же лето. В следующем году поступать. А что поесть? Мороженого! Лето же. Что может быть лучше мороженого?" – смеется Саша.

Саша в перспективе хочет поступить в университет и отучиться на логиста. Вообще большинство из опрошенных Sputnik подростков видят себя в вузах, хотят стать кто переводчиком-лингвистом, кто – экспертом-криминалистом, кто – инженером. Только компьютерщик Юра ошарашил решением уйти после 9-го класса в училище.

© Sputnik / Марина СеребряковаЮра снимает интервью на телефон - потом будет монтировать фильм для Центра
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
Юра снимает интервью на телефон - потом будет монтировать фильм для Центра

"Мне бы хотелось в будущем быть предпринимателем, но не ИП, а с командой, которая делает свой продукт. Что-то цифровое, сайты, видео, какие-то мессенджеры. Вот я и двигаюсь в этом направлении. А почему училище? Хочу сменить обстановку. В школе у меня есть друзья, но людей, которые мне интересны, с которыми бы мне хотелось работать, нет. Вот я и хочу попасть в другую обстановку. А в остальном я больше самоучка. Если меня что-то интересует, я запускаю YouTube, захожу на сайты и учусь сам", – рассказывает Юра.

Работа или учеба

C мотивами подростков понятно – им нужны деньги и общение, но зачем это нанимателю, в данном случае "Ветразю"? Им действительно нужны дополнительные рабочие руки – подметать и пропалывать – или это скорее образовательно-воспитательный проект?

Верны оба утверждения, говорят в центре.

© Sputnik / Марина СеребряковаЗаместитель директора по учебно-методической работе Центра дополнительного образования детей и молодежи "Ветразь" Елена Гриценко
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
Заместитель директора по учебно-методической работе Центра дополнительного образования детей и молодежи "Ветразь" Елена Гриценко

"Безусловно, мы, как учреждение образования, занимаемся в том числе и трудовым воспитанием – профориентационной деятельностью. И для нас очень важно, чтобы дети имели возможность сделать первые профессиональные пробы в присутствии мастеров. А если этот мастер еще и педагог, то это только на пользу детям. Но, с другой стороны, мы, безусловно, заинтересованы в этой временной трудовой занятости, потому что у нас есть территории, которые нуждаются в уходе, а в штатном расписании нет такой должности, как, скажем, садовник или озеленитель. Поэтому мы очень благодарны этому совместному проекту с комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, который существует уже много лет в Минске. Это очень здорово", – говорит Валентина Румова.

В июле в "Ветразе" стартует вторая трудовая смена, она будет специализированная. Подростки будут делать сувениры из соломки – тоже за деньги, хоть и не на продажу.

© Sputnik / Марина СеребряковаКто-то намерен отложить заработанные деньги, а кто-то - потратить на "вкусняшки"
Желающих больше, чем мест – зачем школьники во время пандемии идут работать  - Sputnik Беларусь
Кто-то намерен отложить заработанные деньги, а кто-то - потратить на "вкусняшки"

"Дети будут помогать нам изготавливать сувенирную продукцию. Мы не продаем ее, мы ее раздариваем. В течение учебного года у нас проходят благотворительные акции, встречи, приемы, когда к нам приезжают всевозможные делегации – в том числе иностранцы. И эти художественные изделия из соломки, сделанные детьми, получаются с какой-то особой энергетикой. Они очень эмоциональные. Поэтому для нас это тоже очень ценно", – рассказала директор центра.

По словам Валентины Николаевны, не стоит думать, что деньги – главный мотив для детей во всей этой истории. И для тех, кто подметал в первую смену, и для тех, кто будет творить во вторую. Это только первое впечатление – то, что лежит на поверхности. 

"Они подростки, они растут, взрослеют. И у каждого возраста свои особенности, разные побудительные мотивы. У подростка, кроме того, что он хочет заработать денег, еще есть потребность в общении, и здесь он ее удовлетворяет сполна. Здесь он попадает в круг единомышленников, в круг детей, своих друзей, которые с такими же причинами пришли. Так что здесь эта мотивационная история тоже взрослеет", – говорит директор центра.

Лента новостей
0