Группа белорусов объединилась на фоне "общей беды": они обратились в редакцию Sputnik с рассказами о своем взаимодействии с компанией, предоставившей им небольшой заем. Спустя несколько месяцев сумма долга у некоторых достигает семи тысяч долларов, кому-то приходят сообщения о "скором аресте и изъятии имущества", у других деньги взимают прямо из зарплаты.
Первой своей историей делилась Елена Чапля: ее муж покончил с собой из-за долгов; из-за непрезентабельной кредитной истории она была вынуждена взять "экспресс-кредит" в 300 рублей на выпускной дочери. После разовой просрочки ее долг вырос в десять раз за пару месяцев – он достиг уже почти шести тысяч рублей. В качестве предмета заключенного договора лизинга указан мобильный телефон, которого, по рассказу героини, не было вовсе.
"Во время одного из разговоров они говорили мне, что я (!) аферистка. Я говорила: могу показать расчетник, что попросту не могу заплатить – негде взять столько денег (тогда речь шла о сумме в 3,6 тысячи рублей – Sputnik). А они грозились, что пойдут в суд и что у меня, если придется, отберут квартиру и имущество. Но ведь для этого надо постановление, так же?" – волновалась собеседница.
Долг вырос почти вдвое
"В апреле ООО "Автотрейдлизинг" прислал очередную бумагу, в которой было сказано, что я должна погасить долг, а потом пришел исполнительный лист на работу: там указана сумма в размере 5,8 тысячи рублей", – рассказывает Елена.
По словам собеседницы, в апреле на нее подали в суд, дождавшись окончания срока договора. Женщина поняла, что без юридической помощи не справится, обратилась к адвокату. Стоимость его услуг для Елены весьма ощутимая – в 100 рублей ей обходится каждая консультация, 200 пришлось заплатить за составление возражения.
"Повесток я не получала. Заочно суд выдал приказ (о взыскании). Причем за ним я поехала сама по совету адвоката: пришла в канцелярию, расспросила, мне дали его на руки. На его основании мы составили возражение. Дальше дело отправится в судебное производство: будет разбирательство при участии двух сторон, там надо будет отстаивать свои права", – говорит Елена Чапля.
Она не знает, что будет дальше, хоть и надеется на лучшее. Недавно в соцсетях с ней связались такие же "пострадавшие": оказывается, в инициативной группе уже несколько десятков человек, попавших в аналогичную ситуацию.
"Мне написала девушка, сказала, что меня долго искали после того, как прочли статью. Оказывается, организовалась целая группа: почти все люди в ней брали в этой организации минимальные суммы, а теперь должны огромные деньги. Там есть и юристы, которые собирают у всех документы. Людей уже много, и постоянно присоединяются новые", – делится собеседница.
В группе больше полусотни человек
Одна из активистов группы Юлия работает юристом (но взаимодействует в основном с юридическими лицами). Она никогда не была клиенткой упомянутой компании. Однако познакомилась с ней довольно давно: туда обратился знакомый девушки – пошел в офис с пожилым отцом, в результате возник спор, а Юлию попросили о помощи.
"Я прочла договор, предложила быстро написать односторонний отказ и поехала вместе с ними в офис – честно говоря, просто интересно было. Они с порога начали кричать, что брать ничего не могут и не будут, фото нашего отказа отправили своему юристу – та велела "не принимать". Мне сунули телефон, чтобы поговорила с начальником службы безопасности. Он заявил: руки в ноги, взяла свою, простите, "писулю" и пошла на почту. Мы при свидетелях написали, что у нас отказались в соответствии с законодательством принять доставленное на руки письмо, и на этом разошлись. С тех пор от них вестей не было", – рассказывает Юлия.
Позже она узнала о целой группе людей, попавших в аналогичные ситуации. В апреле добавилась туда и стала активно изучать "нормативку". Инициаторы помогают людям вести дела: сегодня в группе больше полусотни человек. Все, говорит собеседница, со своими трагичными историями.
"Коллективный иск мы подать не можем, зато можем отдельно подавать каждое требование, которые суд вправе объединить. Я много прочла, вижу нарушения со стороны этой организации. До потребителя даже не доводят информацию о том, что это договор возвратного лизинга! Не озвучивают полную стоимость – а это очень важный момент: есть закон "О защите прав потребителя" и соответствующая статья. То есть, подписывая договор, человек находится в полном заблуждении", – утверждает Юлия.
Схема взыскания долга
Все споры с упомянутой организацией рассматривает суд Московского района Минска. Юлия разъясняет: все начинается с того, что лизингодатель обращается в суд – для возбуждения приказного производства. Судья в течение трех дней рассматривает необходимый для этого пакет документов.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Беларуси, после вынесения решения должнику сообщают о возбуждении судебного приказа, говорит юрист. Предотвратить возбуждение можно в течение десяти дней: достаточно написать возражение: мол, "имеется спор о праве, не согласен с суммой задолженности, буду оспаривать ее в судебном порядке".
"Но большинство попавшихся на эту удочку – обычные люди, многие вообще без высшего образования, не говоря уже о наличии каких-то юридических знаний. Они не знают, что при отсутствии возражения приказ предоставляют истцу, который засылает его на работу, после чего у людей начинают удерживать деньги из зарплаты", – объясняет она.
В ассоциативной группе людей учат "отбивать" приходящую бумагу, однако зачастую недостаточно оказывается и этого. По словам Юлии, в некоторых случаях приказ еще до утверждения направляют не только должнику, как предписано законом, но и истцу.
"Получив его, они пишут сопроводительное письмо – на основании данного исполнительного документа просим удерживать из зарплаты сотрудника "энную" сумму. И пока человек направляет в суд свой протест, а тот в свою очередь отменяет решение, у него уже успевают взыскать деньги по судебному приказу, еще не вступившему (!) в силу. И подобных ситуаций у нас несколько", – делится собеседница агентства.
В случае успеха сторонам разъясняют, что имеющийся спор о праве они могут рассматривать только в судебном порядке. По словам Юлии, истец в таком случае идет к нотариусу, не упоминая о наличии спора, а нотариус "не вникая выносит решение в их пользу". Учиненная нотариальная надпись тоже влечет удержание долга из зарплаты.
"Шлют сообщения с угрозами"
Юлия рассказывает, что многие в группе сообщают об угрозах со стороны представителя службы безопасности компании.
"Когда люди грозят обращаться в органы, в компании почти смеются – мол, идите, куда хотите, ничего не выйдет. Откуда столько уверенности? Должникам шлют сообщения с угрозами: один из наших пострадавших, молодой парень, показывал сообщения следующего содержания: "На вас поданы документы в суд, готовьтесь, вас посадят за мошенничество". Давят психологически: очевидно, что многие люди не понимают, что к ним не могут применить таких мер, им становится страшно", – сетует она.
По словам собеседницы агентства, членов группы призывают сохранять скриншоты с подобными сообщениями, юрист намеревается отражать "угрозы и вымогание" в исковых заявлениях. Члены группы готовят возражения и собираются подавать ряд встречных исков. Люди предоставили в редакцию Sputnik скриншоты сообщений, направленных "службой взыскания" организации.
"В связи с непогашением задолженности материалы в отношении вас направлены в органы для принудительного исполнения. В ближайшее время к вам будет осуществлен выезд группы судебных исполнителей для ареста и изъятия вашего имущества в счет погашения долга", – говорится в сообщении.
Суммы некоторых должников значительно превышают ту, что названа Еленой. Так, другая собеседница агентства Мария должна заплатить организации 7,1 тысячи долларов.
"Я взяла 800 рублей год назад и исправно платила. Через полгода пришло сообщение, что мне готовы дать отсрочку платежа на три месяца, нужно только приехать и заключить дополнительный договор, что я и сделала, поскольку были финансовые затруднения. Не изучила график платежей (меня же заверили, что платить не надо три месяца), прервала платежи, но потом вернулась к ним. А в этом месяце внесла последний, и тут начались звонки: мол, пеня и штрафы по тем трем месяцам составляют 7,1 тысячи долларов. Грозятся подать в суд и взыскивать из зарплаты", – сетует она.
Еще одна "пострадавшая" Марина Писарева рассказывает, что и вовсе производила платежи в соответствии с графиком, однако сотрудники организации заявили, что сумма поступила им на счет позже назначенного срока (несмотря на наличие у Марины квитанции): образовалась просроченная задолженность, из-за которой необходимо оплатить всю сумму полностью. А после сообщили о расторжении договора.
"После длительного разговора "лояльные сотрудники" сказали мне, что входят в положение каждого клиента и готовы дать отсрочку сроком на три-четыре месяца, но с условием, что я буду выплачивать большие суммы, чтобы погасить долг, что я и сделала в этом месяце. Но всему есть предел, так больше не может продолжаться.
Они выставляют просто сумасшедший процент, который оставляет "без штанов". Мы с мужем работаем на двух работах, чтобы хоть как-то выживать. Допускаем просрочки по другим платежам, только бы оплатить "АТЛ". Я обратилась к юристу, он собирает информацию по нашему вопросу. Это крик о помощи", – сетует она.
О "маленькой победе" и планах на будущее
Юрист делится одной из историй, которая частично разрешилась совсем недавно. Клиенткой упомянутой организации стала мать пятерых детей: она тоже не успела произвести один платеж, после чего "попала" на огромный штраф.
"Они традиционно подали документ на судебный приказ. Сами понимаете, многодетная мать – в голове другое, разве станет она разбираться? По незнанию она пропустила десятидневный срок, отведенный на возражение. То есть деньги должны были начать удерживать – но разве можно взимать их с человека, который находится в таком положении?" – возмущается собеседница.
В результате команда все-таки смогла добиться отмены приказа несмотря на просрочку, этой "маленькой победой" очень вдохновились и настроены воинственно. По мнению Юлии, подобных организаций на рынке быть не должно.
"Президент ведь часто говорит, что все в стране должно делаться для людей. Неправильно, когда у белорусов с зарплатой в несколько сотен рублей нечестно взимают половину. Организация выставляет просрочку за один-два дня – какой ущерб она могла понести за такой срок? И куда смотрят правоохранительные органы? У нас есть много вопросов, которые мы обязательно озвучим, излагая свою позицию в суде. Я надеюсь, мы доведем это дело до конца", – говорит минчанка.
Напомним, Sputnik обращался за разъяснениями по теме к специалисту. По словам юриста-лицензиата Дениса Букаса, организации такого рода довольно распространены в Беларуси несмотря на то, что с 2015 года микрозаймы под залог имущества могут давать только ломбарды (или непосредственно банки). Он отмечал также, что самая первая и главная проблема – невнимательное чтение договора.
По его словам, мошенничеством такую деятельность можно назвать разве что в обывательском смысле, но не в правовом. Юрист предлагал три пути решения возникшего спора: подача на заимодавца в суд с попыткой доказать "притворность сделки" (совершение ее для сокрытия другой), поднятие вопроса о "соразмерности суммы допущенному нарушению обязательства" во время защиты и переговоры.
Читайте также:
- Нонсенс! В Минске отключают интернет за неуплату штрафов
-
Генпрокуратура предлагает регламентировать работу коллекторов