Вячеслав Шарапов: цензура ЕС и "точный фактчекинг"

© Sputnik / Владимир ТрефиловВедущий радио Sputnik Беларусь Вячеслав Шарапов выступил на Международном форуме русскоязычных вещателей
Ведущий радио Sputnik Беларусь Вячеслав Шарапов выступил на Международном форуме русскоязычных вещателей - Sputnik Беларусь
Подписаться
Бюрократы ЕС следят за Sputnik и RT, но фиксируют лишь то, что им выгодно, считает радиоведущий и колумнист Вячеслав Шарапов.
Обвинения в адрес RT и Sputnik со стороны поборников "свободы слова" отличаются регулярностью и предсказуемостью. Уж сколько раз мы становились, по их мнению, нерукопожатными пропагандистами и распространителями фейков! Впору бы уже не обращать внимания, но сегодня случай вопиющий – разрешите немного препарировать природу и суть этих претензий.
Не секрет, что именно против "кремлевской пропаганды" при Европейской службе внешних связей существует целый отдел по борьбе с дезинформацией. Одним из его сотрудников является бывший корреспондент шведского телевидения, в прошлом еще и тренер журналистов союза БАЖ, Пер Энеруд. 28 мая господин Энеруд в беседе с журналистом Еврорадио много рассказывал о том, как его отдел в течение 5 лет (!) своего существования успешно выявляет и коллекционирует "дезинформацию со стороны Кремля", собрав аж 9 тысяч случаев и примеров. Также он сообщил, что "первым случаем дезинформации о коронавирусе (от 22.01.2020), который "изобрели в лабораториях НАТО", стало сообщение информационного агентства Sputnik Беларусь. По мнению брюссельского чиновника, "тематика, что вирус искусственный, продолжается".
"Первый случай , когда мы зафиксировали случай дезинформации именно об этом вирусе, это было 22 января этого года, то есть буквально точно 4 месяца тому назад, и этот случай был как раз тоже из Sputnik Беларуси, и суть этой дезинформации была, что это был искусственно созданный вирус из натовских лабораторий, вот эта тематика продолжается, что вирус искусственный", – сказал Энеруд.
Сильно удивившись, я проверил нашу новостную ленту за 22 января. Стоит ли говорить о том, что таких сообщений в этот день вы не найдете? Но Энеруд – опытный журналист, он не мог ведь ошибиться. Предполагаю, что он имеет в виду еще январскую беседу в студии радио Sputnik Беларусь с экспертом Пекинской академии общественных наук Дмитрием Беляковым. А теперь давайте послушаем, что на самом деле сказал в прямом эфире приглашенный эксперт:
"Столько биолабораторий сейчас натовских, американских вокруг Китая, они изучают там слюну, геном человека именно определенной расы. Даже в Японии есть интересная пресса, правда, в переводе я читал, они пишут: "Нечего бояться, этот вирус уничтожает только китайцев". Страшное дело, потому что в глобальных схватках нет никакой этики, ничего… будет использоваться все. Если взять плакаты 50-60-х годов, китайские, там очень много интересных картинок: "Все на борьбу с американской бактериологической агрессией", то есть все опять, фактически, возвращается. Я не верю, лично моя позиция, я не верю в случайность происхождения данного вируса, как и всех этих H1N1 и всего остального. Это все бизнес, это все направлено на формирование определенной экономической, политической ситуации", – сказал Беляков.
Наверное, не надо быть экспертом, чтобы понять: мнение гостя в студии, да еще высказанное в прямом эфире, совсем не обязательно совпадает не только с моим личным, как ведущего программы, но редакции в целом. А цензурировать личное мнение гостей, до тех пор, пока они не нарушают закон о СМИ, мы не привыкли – поэтому и выкладываем в сеть наши программы как видеоверсию прямого эфира. На радио Sputnik приходят самые разные спикеры и эксперты. Их личные взгляды, суждения и источники информации порой диаметрально разнятся. Мы никогда не "затыкаем рот" нашим собеседникам и не загоняем их в определенные мировоззренческие шаблоны. Представляете – мы тоже знаем, что такое свобода слова.
Если и остальные 8999 случаев "кремлевской дезинформации" добыты подобным образом, то европейским лидерам стоило бы подумать о создании еще одного подразделения, с целью определить, не зря ли цензурный орган при Европейской службе внешних связей кушает свой хлеб.
Но может ли опытный в прошлом журналист, а ныне фактический штатный цензор от ЕС Энеруд не понимать разницу между официальным сообщением информационного агентства и мнением приглашенного эксперта? Риторический вопрос – конечно, не может. Дальше мы вступает на скользкий путь предположений: а почему, зачем постоянной мишенью его расследований являются исключительно российские средства массовой информации? Такое ощущение, что коллега за деревьями лес в упор не видит.
Предлагаю весь свой опыт журналистский и цензорский опыт, острое перо и сарказм направить на куда более крупные цели. Не будем мелочиться: Дональд Трамп в день выдает такое количество сомнительных новостей, что уже Twitter сомневается в их правдоподобии. За это, мне кажется, отдуваться в ближайшее время придется всем соцсетям вместе взятым. Майк Помпео – тот еще "вирусолог" – тоже публично излагает свои версии о происхождении COVID-19.
Ну же, автор, прояви свои незаурядные таланты. Отточенным юмористическим языком изложи претензии к покушению на свободу слова, право на второе мнение. Нет, не замечаете? И правильно делаете – иначе финансирование такого теплого местечка не только кончится, но и авторы могут запросто загреметь на какой-нибудь специализированный сайт. "Свободная демократическая Украина", к которой у вас нет претензий, придумала для этого "Миротворец". Остальной "демократический мир" делает это не так вызывающе, но списки неугодных журналистов есть и там. Так что, конечно, следить за RT и Sputnik – это не только прибыльно, но и безопасно.
Я бы мог еще долго рассказывать о нарушении прав журналистов, но вы знаете это лучше меня. К сожалению, это происходит очень часто и по всему миру. Наша работа бывает очень опасна. Но нам вдвойне неприятно, когда мы видим двойные стандарты и откровенную сегрегацию по отношению к тем, у кого паспорт не того цвета или национальность недостаточно "демократична".
Не припоминаю ни одного раза, чтобы сотрудники отдела также рьяно выступали в защиту прав журналистов в Украине – Кирилл Вышинский, думаю, подтвердит. Не припомню возмущений по поводу закрытия Sputnik Эстония. Не могу себе представить, чтобы при ЕС существовала такая же паразитическая структура, но для борьбы с фейками в американской прессе. И не припомню никаких санкций в адрес британской прессы, которая накануне Чемпионата мира в России просто наводнила страницы своих желтых изданий откровенно смешными историями. А уж количество конспирологии в мировой прессе в отношении происхождения коронавируса просто зашкаливает.
Просто если версии нравятся цензорам и высказаны они в "правильных изданиях" – то это свобода слова, а версии неприятные, не укладывающиеся в привычную картину мира – это "кремлевская пропаганда, фейки и дезинформация". В общем, со времен уже набивших оскомину "пробирок с белым порошком" в ООН, которые стали "неопровержимым доказательством", ничего не изменилось.
Дискуссия эта, в принципе, бесконечна. Если у господина Энеруда есть претензии к белорусскому Sputnik или ко мне лично – готов выслушать. Не надо на серьезных щах двадцать минут словоблудить в эфире о "дезинформации", "фейках" и "пропаганде", воюя с несуществующим врагом. Закройте или самораспустите свой бесполезный цензорский отдел. Сэкономленные средства передайте лучше семьям погибших журналистов. Они погибли у вас под носом. Но вы этого, как всегда, не замечаете.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Лента новостей
0