ВИТЕБСК, 9 мая – Sputnik. Участниками Великой отечественной войны были не только взрослые, но и дети: некоторые из них стояли на заводах у станков, а кто-то, по мере сил, помогал регулярным воинским соединениям и партизанским отрядам. Необычную историю предательства и спасения семьи от гибели рассказала Sputnik Татьяна Забелло, которая в 10 лет была связной в партизанском отряде.
Из коммуналки в связные
Татьяна Забелло родилась в Витебске, где, вместе с отцом и матерью, жила в коммуналке на пять семей.
"Когда началась война, мне было девять лет. Хорошо помню: после того, как объявили о нападении, жильцы квартиры собрались на кухне. Все были потрясены, а мой папа, не дожидаясь, пока его призовут, пошел в военкомат и оттуда отправился на фронт", - рассказала Татьяна Забелло.
После его ухода, Таня вместе с мамой поехала в деревню Плоское к родителям отца. Деревня находилась за Рудней в Смоленской области.
Там у семьи стоял большой и высокий дом, который построил прадед Татьяны Александровны с сыновьями.
"Дом был самым высоким в деревне, поскольку строился для большой семьи. К сожалению, его - единственный в деревне, разбомбили: возможно, из-за размеров и стоящего рядом большого сарая немецкие пилоты решили, что это какое-то стратегически важное здание", - отметила ветеран.
Семье Забелло повезло: во время бомбежки она пыталась покинуть деревню, поэтому дома никого не было.
"Под Смоленском шли жестокие бои, и когда линия фронта сдвинулась, взрослые, спасая детей, решили уходить в тыл, но не получилось: впереди высадился вражеский десант. Пришлось возвращаться, но дома нас ждало пепелище", - вздохнула собеседница.
В боях под Смоленском попал в окружение отец Татьяны, но сумел обойти вражеские посты и вернуться домой. Семья начала строить землянку. Соседи помогали с материалами.
Чтобы в помещении держалось тепло, его обложили дерном с низкорослой травой, и со стороны новое жилище стало напоминать большой холм с крутыми склонами.
"Когда я выросла, то начала задаваться вопросом, как этот дерн держался на вертикальных стенах нашего жилища? - заметила Татьяна Забелло.
По словам ветерана, в 1942 году в их районе начал действовать партизанский отряд "Смерть фашизму", куда и решили пойти воевать ее отец и дедушка. На тот момент командиру отряда нужны были не бойцы, а связные, и жители деревни Плоское подходили, как нельзя лучше, поскольку населенный пункт находился на пересечении нескольких дорог и недалеко от железнодорожных путей.
Так члены семьи Забелло стали партизанскими связными. Сведения, которые собирали мужчины, в отряд передавали Таня вместе с мамой, не вызывая подозрений у немцев. Чтобы перевозить партизанам оружие и боеприпасы, прадед Татьяны Александровны смастерил специальные сани и телегу с двойным дном.
"Через нашу деревню проходил фронт, и после боев мама и дедушка искали и собирали оружие и боеприпасы, которые затем передавали в отряд", - рассказала Забелло.
Предательство и неожиданное спасение
Еще в начале войны для охраны железной дороги в деревню прибыл отряд во главе с комендантом, немецким офицером, у которого переводчиком был чех. По воспоминаниям Татьяны Александровны, чех периодически приходил к их землянке, общался с мамой и жаловался, что ему пришлось идти на фронт, хотя он этого не хотел.
Вместе с отрядом в деревню пришел и староста, что очень удивило жителей, ведь обычно старост выбирали из местных жителей. И этот староста сыграл в жизни семьи Забелло важную роль.
"Когда в Рудне партизаны совершили диверсию, немецкое командование стало обыскивать близлежащие деревни. Всех подозрительных молодых людей арестовывали и уводили. Приехали и к нам в деревню. Спросили у немецкого офицера и переводчика, есть ли кто-нибудь подозрительный в деревне, те ответили, что нету, и тогда староста сообщил, что подозревает моего папу", - поделилась воспоминаниями Татьяна Забелло.
Отца арестовали. А семья начала ждать. По словам Татьяны Александровны, немцы в то время сразу вешали.
Спасение пришло на следующий день после ареста в виде переводчика-чеха. Он посоветовал маме Татьяны Александровны написать заявление о том, что у них большая семья, и за отца могут поручиться соседи. В бумаге нужно было указать, в каких условиях живут Забелло, и то, что они никогда не нарушали комендантский час.
Женщина написала заявление, которое первыми подписали, как ни странно, полицаи, набранные из местных жителей. И на следующий день на подводах вместе с дочкой она отправилась в Рудню к восьми утра.
"Мы приехали по нужному адресу задолго до восьми: широкая песчаная улица, кругом ни души, скорее всего, потому, что не закончился еще комендантский час. Пошли к зданию тюрьмы и в окне на первом этаже увидели папу. Было заметно, что он избит", - рассказала Забелло.
Мама с дочкой пришли к коменданту тюрьмы и отдали заявление. Тот подумал, посовещался с переводчиком и приказал им возвращаться домой. А спустя два дня, весь в синяках, появился отец и рассказал, что только в первый день его трижды водили на допрос, где постоянно били. Немцы хотели узнать, где расположен отряд, и какова его численность. Но мужчина так ничего и не рассказал.
После возвращения отца к Забелло пришел один из полицаев и предупредил, что семье надо срочно уезжать из деревни, иначе за ними снова могут прийти. В тот же вечер семья Забелло собрала вещи и ушла воевать в партизанский отряд.