Оператор рассказала Sputnik, как к ней относились мужчины на работе и что нужно сделать, чтобы получиться в кадре красивым.
Первым словом было "хлеб"
Родилась Нелли перед самой войной. Когда немцы вошли в Беларусь, ей было всего девять месяцев. Семья бежала. Так она оказалась в Алма-Ате, куда отозвали папу Нелли. Он работал инженером-механиком на объединенной киностудии, которая во время войны снимала фильмы.
Жили, как и все, плохо, еды постоянно не хватало. Первое слово, которое произнесла маленькая Нелли, было не "мама", а "хеб", то есть "хлеб".
"Даже сейчас плачу, когда об этом вспоминаю… Я всегда говорила, что мне мало хлеба. Брат и сестра меня ненавидели за то, что, когда они поднимали свой хлеб, я у них крошки собирала", – рассказывает собеседница Sputnik.
В 1944 году, когда освободили Минск, семья вернулась. От прежнего дома ничего не осталось. Поэтому их поселили в помещение на месте нынешнего велозавода, где были такие же обездоленные.
"Был громадный цех и такие матерчатые перегородки. Одна семья, вторая семья… Я это уже хорошо помню. А потом мы переехали в киностудийный дом на Ленинградской, но наша квартира была без пола. У нас была только одна комната", – продолжает рассказывать Нелли.
Игрушки от немцев
Дом на Ленинградской превратился в руины, и его достраивали пленные немцы, с которыми маленькая Нелли очень быстро подружилась. Они мастерили для нее игрушки – небольшие марионетки, она делила с ними свою пайку.
"Но однажды я поела с ними хамсы. У меня, видимо, была аллергия. Меня разнесло, как слоненка. Когда они узнали, они так плакали. И когда я уже выздоровела и пришла к ним, они мне дали целый мешок игрушек", – вспоминает Грибова.
В дальнейшем немцы оставили Нелли записки со своими адресами. Но по роковому стечению обстоятельств те клочки бумаги куда-то исчезли. И друзья, которым нельзя было дружить, так и не встретились.
… Жизнь постепенно пошла своим чередом. Нелли отправилась в школу. А потом в ее жизни произошел переломный момент. Дядя привез из Германии подарок – маленькую кинокамеру. Ребенок не выпускал ее из рук.
Поэтому, когда Нелли оканчивала школу, вопрос о выборе профессии не стоял. Все и так было понятно. Она пошла в Минский театрально-художественный институт. А затем сбылась ее мечта – ее взяли на белорусское телевидение.
Впрочем, Нелли там уже хорошо знали. Она пришла в студию, когда еще училась в школе и ходила в фотокружок Дома пионеров. В студии она работала внештатным оператором. Кстати, снимала сюжеты своей камерой, которую привез дядя. Потому что техники у студии не хватало. Камера до сих пор хранится дома у оператора – с нее все начиналось.
Нюансы "мужской" работы
Нелли долго осталась единственной женщиной-оператором в студии. Но работала она наравне с мужчинами.
Ее кинокамеры весили от 4 до 10 килограммов. Кроме того, нужно было брать с собой аккумуляторы, которые еще тяжелее. Конечно, Нелли помогал ассистент. Но и другим операторам ассистенты помогали тоже.
"Мне повезло, потому что я была очень крепкая. Не полная, но крепкая. У меня камера не дрожала", – говорит оператор.
Мужчины-коллеги Нелли обожали. Иногда приходили к ней за советом в амурных делах. Как рассказывает Нелли, ей удалось спасти от развода несколько семей.
"Мужская компания – это очень хорошо. Но есть свои нюансы. Если откровенно говорить, мужчины очень тщеславны. Женщин они вперед с трудом пропускают. Хотя они ко мне великолепно относились", – поясняет оператор.
Роковая ошибка
Нелли проработала на белорусском ТВ 39 лет. За эти годы какие только профессиональные истории с ней не произошли. Она снимала все что угодно, начиная от правительственных приемов и заканчивая футбольным матчем. Кстати, каждый раз, когда оператор заходила на стадион, зрители встречали ее стоя – в знак уважения.
Не секрет, что работать в советские годы было непросто. Любая ошибка могла стоить карьеры. Действовала жесткая цензура. Например, операторам доводился список людей, которые не должны были попасть в кадр.
"У меня был случай, о котором я никак не могу забыть. Проходили выборы – Машерова выдвигали в депутаты. Нас пригласили на комиссию по выдвижению, она проходила в библиотеке Ленина. Я нажимаю на камеру, слышу шум, говорю своему ассистенту: "Ты знаешь, трещит". А он был очень опытным. Он мне отвечает: "Нелли Владимировна, я три раза проверил – все в порядке". Я снова проверяю – снова трещит. Грейфер не попадал в перфорацию. Но ассистент никаких мер не принимает. Приехали в студию. Вижу, что полкадра снято, полкадра – нет. Мне стало плохо", – вспоминает оператор.
"Я пошла к главному редактору. Он мне отвечает: "Если из ЦК не позвонят, я замну это дело. Но если позвонят, я должен буду принять меры". Это была пятница. Я ушла домой. Всю субботу и воскресенье не ела, а только смотрела в потолок. В понедельник снова прихожу к редактору и спрашиваю: "Как будут меня казнить?". Он глянул на меня: "Больше, чем ты себя наказала, я наказать тебя не могу", – рассказывает Грибова.
Простые человеческие истории
Оператор снимала многих известных людей – Брежнев, Фидель Кастро, Горбачев, Раджив Ганди. Но больше всего ей нравились простые человеческие истории. Например, как-то ее пригласили на встречу матери и дочери, которых разлучили во время войны. Мать осталась в глухой деревеньке в Беларуси, дочь "угнали" на работу в Германии. Когда они, наконец, увиделись, это были такие эмоции, что оператор тоже не смогла сдержать слез.
Говорят, у Нелли есть особый дар. Ей всегда удавалась снимать людей добрыми, интересными, красивыми, а каждый ее сюжет был познавателен. Но Нелли признается, что просто смотрела на своих героев с любовью.
"Я смотрю на человека и думаю, как же мне его разносторонне показать. Он интересен в своей жизни – значит надо раскрыть эти качества. И ты уже изощряешься, чтобы в лучшем свете его показать", – поясняет оператор.
Иногда приходилось идти на хитрости.
"Была известная балерина. Дама экстравагантная, но очень требовательная к своей внешности. И вот она пришла ко мне на съемку. Конечно, она была уже не молода. Я подумала, что овал ее лица надо размыть. Я взяла стеклышко, замазала его по краям вазелином. Получилось размыто, и балерина вышла молодой и приятной женщиной", – вспоминает Нелли.
Сама оператор не любит, когда ее снимают. Для нее спокойней оставаться по другую сторону камеры. Но Нелли часто снимала свою семью – сына и дочь, когда они были маленькими. Они, кстати, по маминым стопам не пошли. Сын стал журналистом, а дочь занимается социальной деятельностью.
Сейчас Нелли уже не работает. Но ей нравится вспоминать о своей прежней жизни. На вопрос, что же так долго держало ее в профессии при всех тяготах, она отвечает просто – любовь.
Читайте также:
- Давыдовская: голос Левитана действовал на людей магически
- Елена Спиридович: цените свою непохожесть