Уж сколько раз вы слышали о том, что актерская профессия полностью зависима от обстоятельств: сиди и жди, что тебя увидят, дадут роль, сделают или не сделают известной. Как неработающая жена успешного мужа — вроде ничего от тебя не зависит. Однако все это не совсем так. Как и в других сферах, женщина-актриса может многое сделать сама. Если человек не только упорно движется к цели, но также обладает внутренним оптимизмом, хорошо относится к себе и другим, обладает талантом, непременно пробьется.
Есть звезды, и есть просто хорошие актрисы. Культуру звезд создает кинематограф. Но если не снимаешься, все равно у части публики остаешься в любимицах. Мысленно прошлась по опустевшим театральным залам и выделила для себя несколько незаурядных имен. Они получили возможность безраздельно владеть вниманием зрителей и избирать их в партнеры. Судьба не просто сделала им подарок — она потребовала радостного взгляда на жизнь, занятий спортом и музыкой, чтения умных книг, посещения интересных событий, духовного общения с теми, кого любишь.
Совсем недавно отметила юбилей актриса НАДТ им. М. Горького Ольга Клебанович. Энергичная, веселая, всегда активная в любом деле, она никогда не была обделена хорошими ролями. Когда ей казалось, что хочется играть больше, тормошила своего друга режиссера Модеста Абрамова и участвовала в его антрепризных спектаклях. У нее сложилась нелегкая личная жизнь с тяжелыми болезнями близких и их потерями. Но мне кажется, что с ее лица никогда не сходит улыбка. Она умеет себя подстегивать в любых жизненных обстоятельствах. В театрах для возрастных актрис становится все меньше ролей. Даже для народных артистов Беларуси. У Клебанович случались и раньше моменты простоя, даже при жизни знаменитого руководителя театра Бориса Луценко. По ее признанию, отношения с ним были — друзья — враги. Но она сыграла же в его спектаклях три свои знаковые роли.
Ольга Михайловна говорит: "Я могу быть яростной, но злой быть не могу. Могу постоять за себя, но не всегда бросаюсь в бой и не требую к себе особого внимания. Как Петух, я привыкла бороться за других. Не выношу, когда рядом со мной кого-то унижают".
Когда стало меньше ролей, пошла на преподавательскую работу в БГАИ. Сейчас ставит в своем театре как режиссер спектакль по Достоевскому "Братья Карамазовы".
Зоя Белохвостик
Никогда не ограничивала себя рамками родного Купаловского театра и народная артистка Зоя Белохвостик. Однажды режиссер Катя Огородникова пригласила ее сыграть в своем спектакле "Пить. Петь. Плакать" девочку в школьной форме, ребенка. Этот театральный проект был полностью молодежным. Зоя Валентиновна легко нашла способ существования, не сбилась на клоунаду. Получилась радостная комедия с убедительным перевоплощением.
В другой раз режиссер Павел Адамчиков поставил пластический спектакль по чеховскому "Вишневому саду", где не было слов, но много опасного движения. Такую Раневскую Белохвостик опять сыграла блестяще. Спектакль назывался "S.V.", шел на разных площадках и приглашался за рубеж. Приходилось держать хорошую физическую форму, чтобы рассчитать каждый шаг на незнакомой сцене.
О Зое Белохвостик очень много написано. Всегда неизменно начинается рассказ с ее знаменитой актерской династии. И все же про нее можно сказать, что она человек, сделавший самого себя — self-made-woman. Исключительно благодаря собственным способностям, силе воли и упорному труду добивалась в жизни поставленной цели.
Почти двадцать лет она играла бренд нашей национальной сцены — купаловскую Павлинку. Павлинка — первая в жизни Зои роль. Получила ее, учась еще на четвертом курсе БГТХИ. Потом передала ее своей дочери, тоже актрисе Купаловского Валентине Гарцуевой.
У Зои Белохвостик даже есть редкое звание Заслуженная актриса Республики Крым. Так ее когда-то пытались заинтересовать, чтобы переехала работать на симферопольскую сцену. У нее даже и мыслей таких не было. Зоя прекрасно рисует и подарила крымским друзьям несколько своих акварельных работ на память.
Вера Полякова
У актрисы Веры Поляковой не было такой преданности одному театру. Умница, красавица, с оптимистическим взглядом на мир и прекрасным чувством юмора, она не могла тихо служить только в своем Театре-студии киноактера.
Она успешно проявила себя на экране кино и телевидения. Она поет и записывает альбомы, преподает сцендвижение и фехтование, участвует в общественной жизни. Сделала некоторые усилия, чтобы организовать собственный театр, где она официально актриса, а по совместительству директор и менеджер. Она дитя нашего времени: активная, острохарактерная, всюду успевает, полна творческих планов.
Виолетта Сарвирова
Такая же активная творческая жизнь у Виолетты Сарвировой. Когда-то начинала в Гомельском областном театре. Потом рванула в Минск, в полную неизвестность. Без жилья и приглашений в театре. Участвовала во всех возможных проектах и закрепилась в частном Современном художественном театре. Его создатель и руководитель Владимир Ушаков сразу же почувствовал в ней родственную душу и стал активно занимать в репертуаре. Театр этот рассчитан на продюсерское счастье, потому даже классические произведения здесь на себя не похожи.
В эксцентричной французской комедии Камолетти все герои по задумке режиссера носят русские имена. Например, Шахерезада Степановна. Ее-то и играет Виолетта Сарвирова.
В шекспировской "Ромео и Джульетта" целых три возрастные Джульетты. Среднюю, сорокалетнюю, играет Сарвирова.
В известнейшем "Драконе" Шварца происходит гендерная игра. Здесь Сарвирова перевоплощается в мужской образ самого Дракона. Абсолютно неузнаваема. Как писали критики об этой работе: "играла с бешеным, уходящим в ноги темпераментом молодого Константина Райкина".
Вкалывать приходилось постоянно. Времени у актрисы ни на что не оставалось. Хотелось бы подзаработать в кино, но она практически не снималась. Три ленты не в счет. Зато упорно развивала свое тело. Танцевала, фехтовала, работала инструктором по аэробике, научилась водить машину.
В какой-то момент почувствовала тоску по стабильному государственному театру и пришла работать в Молодежный. Дебют состоялся в мюзикле "Про Федота-стрельца". Играла ведьму. Так прекрасно пела и садилась на шпагат, что ее сразу же стали вводить в разные роли. И всюду удача. В творческой биографии Виолетты были очень серьезные роли — Соня в чеховском "Дяде Ване", певица Хелена в "Варшавской мелодии", Сюзанна в "Женитьбе Фигаро".
Ее личность не укладывается в какие-то жанровые рамки: она органична в любой роли.
Анна Козлова
У актрисы и режиссера Театра юного зрителя Анны Козловой по сути дела множество профессий и увлечений. В Университете культуры и искусств получила профессии режиссера, продюсера, преподавателя. Пришла в театр работать актрисой и до недавнего времени участвовала во всех спектаклях, заодно в антрепризах.
Считает своим хобби чтение. Любит Андерсена, Булгакова, почувствовала желание писать сценарии и инсценировки. А уж коль написала, надо их ставить как режиссер. За первый свой режиссерский дебют "Царевну-лягушку" получила награду СТД "Хрустальную звезду". Сегодня у нее в театре два особенно ярких детских спектакля. Это "Муха-Цокотуха" и "Моя маленькая чародейка". Это работы с точным пониманием возрастной детской психологии. Признается, что проверяла на своих детях. Их двое. Муж, Василий Козлов, учился вместе с ней и работает рядом в театре. Поэтому и дети росли при театре.
Анна разделяет все увлечения мужа — чтение, рыбалку, капустники, поездки. К счастью, в семье мир. Как признается Василий, "ценит жену за ум, целеустремленность и то, что она — самая любимая". Она еще и хорошая кулинарка.
Анна Козлова почти двадцать лет работает в театре для детей, и все еще до конца не определился ее статус. Кто она? Актриса? Режиссер? Сценарист? Продюсер? Думаю, что это даже хорошо, если энергии хватает на все.