Ту самую злополучную эру, которая грозит перелиться из весны в лето, чтобы неизвестно сколько продлиться в европейских масштабах.
Тем не менее, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, жизнь продолжается, а значит, строятся новые планы. Так, в Норвегии, раскрыв прежний замысел (минимум 100 тренировочных дней в горах ради как ближайшего, так и олимпийского сезона), готовятся к исключительно домашним сборам, признавая, что собственные базы на высоте – Согнефьелле (1850 метров, между прочим!) - плохо оснащены и выручить не смогут.
Такова "новая нормальность" – раскручивающаяся идиома эры COVID-19, от которой невольно бросает в дрожь.
Стратегия и еще раз стратегия!
Но нам, разумеется, ближе "своя рубашка". На апрельско-майской неделе новости из стана белорусской сборной пришли важнейшие: определены тренерские дуэты для работы с мужской и женской командами.
Итак, парни станут зоной ответственности российского специалиста Андрея Падина, что пришел к нам год назад и зарекомендовал себя не только как крепкий профессионал, но и порядочный, приятный в общении человек. Ассистировать ему будет молодой коллега Роман Синиченко, развивавший свои таланты в КНГ и второй команде и, как хочется, верить, еще не убивший в себе инициативность.
Но еще более неожиданно для "непосвященных болельщиков" выглядят перемены на тренерском мостике женской сборной: руководить ею призван Олег Рыженков в связке с известным австрийским специалистом Райнхардом Гёсвайнером. В чем смысловая нагрузка таких кадровых шагов – давайте разбираться.
Любая национальная дружина остро нуждается в стратегии развития и подготовки. Как уже приходилось писать ранее, таких специалистов в мировом биатлоне совсем немного. И если кто-то из болельщиков еще этого не понял, повторю в очередной раз: в сезоне-2019/2020 ответственным за стратегию в белорусской сборной был опытный Владимир Королькевич, в рамках чьей модели работали и мужчины, и женщины. Еще раз, на всякий случай, но в другой последовательности для лучшего запоминания: и женщины, и мужчины.
Поэтому хваля подготовку парней и хуля тренированность дам, "диванная интеллектуальная элита" обращается, по сути дела, к одному человеку – Владимиру Борисовичу Королькевичу. Прошу любить и жаловать! И не надо срамиться неспособностью понять элементарные вещи. Кстати, лично я не прощаюсь с этим специалистом, не понимая, почему бы ему в случае срыва российского варианта (весьма до сих пор возможного!), не потрудиться с нашим резервом.
Другое дело, что Рыженков с Падиным - в мужской команде, и Лещенко с самим Королькевичем у женщин реагировали на оперативные факторы, что уже есть тактика. И здесь важно позитивное ощущение: Падин готов взять всю ответственность на себя, и, скорее всего, ему было даже "тесно" в прошлом сезоне. Он, действительно, уже зрелый стратег, для которого Белые игры-2022 – уникальный и желанный вызов.
Кстати, о многом говорит и то, как настойчиво, по слухам, Андрея Викторовича зазывали обратно в российскую команду. По крайней мере, многие ныне о нем сожалеют. То есть, согласись Падин уехать из Беларуси --расклад и у наших соседей мог быть абсолютно иным. Сам наставник наотрез отказывается обсуждать тему "звали – не звали". И правильно.
Уже тот факт, что он находится в Раубичах, где сразу по отбытию карантина, приступит к непосредственной работе со спортсменами, говорит сам за себя. Не попрыгунчик, как говорят в среде биатлонистов. Белорусский проект для Падина – настоящий вызов, а не желание "пересидеть тяжелые времена".
Что же касается Гёсвайнера, то и здесь двух мнений быть не может: герр Райнхард отвечает нашим требованиям. Это опытный, но еще не "скисший" специалист – 12 апреля ему "стукнуло" только 48 лет. Безусловно, у него присутствует стратегическое мышление, но при этом он, как и Падин, универсален – способен "ставить стрельбу".
Весь XXI век он на ведущих ролях в австрийском биатлоне. Начинал с юниорами, многие из которых выросли в нынешних лидеров сборной страны вальсов. С 2008 года – наставник взрослой команды. С 2010-го по 2012-й - вовсе главный тренер сборной Австрии. Им же он являлся с 2014-го по 2018-й. Между этими периодами и в 2019 году Гесвайнер отвечал за воспитание австрийской биатлонной молодежи.
Кстати, вспомните, что еще лет десять назад – первый период герра Райнхарда в сборной, кроме Анны Шпрунг (она же Анна Филиппова, она же Анна Волкова по первому мужу), никого в женском биатлоне Австрии не было. В стране Моцарта даже не транслировались гонки дамского "Белого цирка". Сейчас – другая картина. Во многом благодаря усилиям Гесвайнера в работе с резервом, куда его охотно зазвали, в отличие от Альфреда Эдера.
Сторонник "правды в глаза"
Новый тренер женской сборной Беларуси "вел" всех вчерашних и сегодняшних лидеров австрийской сборной, приложив руку ко многим взлетам. Были у него воистину "сезоны небожителя". Например, разве можно забыть, в какой потрясающей форме на чемпионате мира-2009 в южнокорейском Пхенчхане находился еще молодой и не потрясенный травмами с болезнями Доминик Ландертингер, что в апреле-2020 завершил карьеру! Это была "электричка" быстрее Бьорндалена!
А рыжий старина Зуманн, который в Австрии, скорее Суманн, как и Эдер - Идер?! В сезоне-2009/2010 Кристоф, между прочим, был близок к выигрышу Большого хрустального глобуса! Норвежцу Свендсену он проиграл всего 25 баллов, и судьба трофея решалась в последней гонке сезона. А локальных прорывов в Кубке мира вовсе было предостаточно. Достаточно вспомнить, как вдруг начал побеждать Юлиан Эберхард.
Что же касается ключевых соревнований, то их у Гёсвайнера было три: две Олимпиады – Ванкувер-2010 и Пхенчхан-2018, и домашний чемпионат мира-2017 в Хохфильцене. Результаты для биатлонной сборной второго эшелона вполне приличные.
Из Канады австрийцы привезли два "серебра"": в преследовании Зуманна и эстафета. Из Южной Кореи "бронзу" Ландертингера на "двадцатке". ЧМ-2017 – "бронзы" в мужской эстафете и масс-старте Симона Эдера.
Но есть еще несколько важнейших нюансов. Во-первых, Гёсвайнер не имеет никакого отношения к тем допинговым скандалам, что потрясали австрийскую сборную на Белых играх-2002 в Солт-Лейк-Сити и 2006 года в Турине.
В отличие от Альфи Эдера, которого "до кучи" тоже дисквалифицировали на три года с 2006 по 2009-й (в Австрии так были разозлены, что для всех использовали одну гребенку), репутация Гёсвайнера кристально чиста.
Более того, когда в Ванкувере к австрийцам опять нагрянули проверяющие контролеры и полиция, он в отличие от президента австрийского лыжного союза Маркуса Гандлера отнесся к этому спокойно. Дескать, пускай – скрывать нечего. Об этом с удивлением писали тогда норвежские СМИ.
Во-вторых, работая вместе Гесвайнер (шеф) и Эдер, похоже, использовали модель "злого и доброго полицейского". Например, такая цитата герра Райнхарда, сказанная им в январе 2012 года: "Для хорошего выступления нужно больше, нужна чистая голова. А то некоторые думают о чем угодно, только не о биатлоне". Представить, что такое публично мог бы сказать герр Альфред, я просто не в силах.
Гёсвайнер – это реалист, никогда не микширующий проблем. Если плохо, то – плохо. Всегда вину брал на себя. Возможно, именно это качество весьма импонировало боссам австрийского спорта, даже в те дни, когда они отправляли наставника в отставку с позиции главного тренера сборной. Отправляли ведь совсем недалече.
В отличие от Эдера, который после 2012 года востребован на родине почти не был. Это объективно, и никакого секрета нет. Причина в противопоставлении герром Альфредом интересов спортсменов и федерации. Философия Гесвайнера менее либеральная. Коллективная идентичность ему не чужда.
И напоследок. Разумеется, приглашение австрийского специалиста опять подняло всю "муть" старых разборок, что вылилось в формулирование вопроса: зачем-де надо было отказываться от услуг Эдера, чтобы спустя два года пригласить Гесвайнера? И хоть такая постановка – оскорбление здравого смысла, отвечу.
Точнее, часть ответа уже дана. Это, во-первых. Во-вторых, что-то не было никакого желания у ассистента Эдера – Свободы, ввязываться в "безнадежное дело", что взвалил на себя мужественный Лещенко. Отбрыкивался Федор Анатольевич и руками, и ногами, так и не позволив себя уговорить. В-третьих, когда федерация предложила создать отдельную группу для Дарьи Домрачевой под началом Эдера и Свободы, спортсменка все равно решила завершить карьеру. Так, что… встречаем Гёсвайнера. Пусть у него и Рыженкова получится с нашими барышнями.