Экологи бьют тревогу из-за создания пути между Балтийским и Черным морями

© Sputnik / Егор Еремов / Перейти в фотобанкЗакат над рекой Припять в Беларуси
Закат над рекой Припять в Беларуси - Sputnik Беларусь
Подписаться
Предполагается, что судоходная трасса длиной более двух тысяч километров будет проложена по Висле, Припяти и Днепру. Результаты могут быть плачевными для миллионов людей.

МИНСК, 24 апр – Sputnik. Белорусские природоохранные организации бьют тревогу из-за планов строительства водного пути E40 – предполагается, что он может ухудшить радиационную обстановку во всем регионе.

Независимая команда экспертов совместно с организациями "Багна" и "Ахова птушак Бацькаўшчыны" опубликовали научное исследование "Наследие Чернобыля и трансъевропейский водный путь Е40", в котором говорят об угрозах создания нового водного пути.

Путь – по самым загрязненным районам

"Водный путь Е40 — план строительства судоходной трассы длиной более 2000 км, который хотят проложить по Висле, Припяти и Днепру для того, чтобы соединить Балтийское и Черное моря для судов. План проекта предполагает строительство обводного канала в Польше, 6-7 плотин и шлюзов на Припяти, углубительные работы по всему маршруту, чтобы по этим рекам могли ходить многотоннажные суда класса "река-море", – пояснили в АПБ.

Экалагічная акцыя Прыпяць, дай пяць! - Sputnik Беларусь
Радио
Водный путь от Балтийского моря к Черному: выгоды и риски для Беларуси

Как отметили ученые, Е40 "превратит Вислу, Припять и Днепр в судоходный канал, проходящий по множеству особо охраняемых природных территорий, и отберет у многих редких видов последнее пристанище".

"Но есть и еще одна опасность: водный путь пройдет в 2,5 километра от чернобыльских ядерных реакторов, через районы, которые в результате взрыва на ЧАЭС стали одними из самых загрязненных на Земле. На Припяти и Днепре собираются провести дноуглубление, ведь Е40 предусматривает пропуск судов грузоподъемностью 1000-1500 тонн с габаритами до 80-85 метров в длину и 9,5 метра в ширину, с осадкой в 2,5 метра", – добавили в организации.

Что говорят в лаборатории

Лаборатория по контролю за радиоактивностью Франции (Association pour le Contrôle de la Radioactivité dans l’Ouest, ACRO) провела экспертное исследование по заказу Франкфуртского зоологического общества (ФЗО).

"Водосборный бассейн Днепра полностью загрязнен из-за аварии на ЧАЭС, а Припять пересекает зону отчуждения и проходит непосредственно рядом с атомной станцией. Более 30 лет спустя уровень остаточного радиоактивного загрязнения все еще настолько высок, что запрещает жить в расширенной зоне отчуждения и проводить там какие-либо работы: сейчас на этой территории преобладают цезий-137, стронций-90 и различные продукты распада высокотоксичного плутония (америций-241)", – привели результаты лабораторного исследования экологи.

Как уверены в коалиции, создание и техническое обслуживание Е40 требуют обязательного проведения экологических и радиологических исследований, обоснования проекта и участия заинтересованных сторон и широкой общественности в процессе принятия решений до их реализации.

В чем угроза нового водного пути?

Ученые привели сразу несколько возможных угроз работ по созданию водного пути.

Так, по их мнению, работы в Чернобыльской зоне поднимут со дна Киевского водохранилища загрязненные радионуклидами донные отложения. Международное агентство по атомной энергии рекомендует не трогать эти отложения.

Под угрозой окажутся и строители, ведь они будут работать при неблагоприятной радиационной обстановке.

Кроме этого, эти работы "подвергнут миллионы людей ниже по течению повышенному риску через загрязненную радионуклидами воду".

"Принимая во внимание результаты нашего анализа радиоактивности, строительство водного пути E40 через Чернобыльскую зону отчуждения не представляется возможным", – заявил один из авторов исследования, физик-ядерщик и председатель ACRO Дэвид Бойли.

Угроза не только людям

Как подчеркнули экологи, водный путь может повредить не только людям, но и поставит под угрозу крупнейшую природную территорию Европы – Полесье.

"Извилистые полесские реки, в том числе белорусский участок Припяти длиной в 500 километров и ее наиболее естественная часть в нижнем течении по Беларуси, с огромными поймами и водно-болотными угодьями — составные части одного из самых богатых в Европе регионов и по биоразнообразию, и по культуре", – добавили в АПБ.

Здесь обитает огромное количество животных и птиц. Все они смогут пострадать из-за результатов работ по созданию водного пути.

Лента новостей
0