Образовательную реформу в Беларуси обсуждают с прошлого лета – и совмещение экзаменов, и ЦТ, против которого выступает часть школьных педагогов.
Sputnik узнал мнение члена Общественно-консультативного совета при Минобразования, репетитора Андрея Григорьева: спросили, каких реформ требует процесс поступления в Беларуси – что поможет повысить качество студентов?
Почему объединить экзамены – хорошо
Объединение выпускных школьных экзаменов с ЦТ в Минобразования обсуждают не первый месяц. По мнению одного из членов Общественно-консультативного совета при ведомстве, репетитора Андрея Григорьева, реализовать это предлагается двумя способами.
"Насколько мне известно, есть два пути. Первый – упразднить ЦТ и проводить экзамены в школе. Но я считаю, что школа не самая объективная организация; как преподаватель, уже в начале года могу сказать, кто и на что эти экзамены сдаст (за редким исключением). Так что такой расклад мне не нравится абсолютно: в школе нельзя сдавать никакие экзамены", – комментирует Григорьев.
"Второй путь – отменить выпускные экзамены в школе и "расширить" вступительные в вузе, сдавая их на базе университетов – тогда исключается человеческий фактор. Такой алгоритм куда лучше, разработать предстоит только формат: может быть, к тесту просто добавится письменный экзамен", – продолжает он.
Нужно учитывать и то, что такой шаг повлечет ряд других изменений в системе: например, готовить к ЦТ станет целесообразно в школе (многие педагоги считают, что современные дети иначе относятся к процессу обучения), а для этого потребуется корректировать школьную программу.
"Нынешние школьники не могут "зубрить" что-либо безотрывно, хотя порой именно это и нужно. Конечно, в некоторых это просто есть, но многие по такой причине не могут рассчитывать на максимум. А в Беларуси, к сожалению, почему-то перестали объяснять детям, как надо учиться, хотя в западных школах есть даже предмет, где учат составлять конспекты, градировать материал, запоминать и заучивать его разными методиками", – поясняет он.
Кто против?
По словам Григорьева, споры вокруг объединения экзаменов связаны с последующей проверкой письменной работы: мол, необходимо разработать четкие критерии, по которым будет осуществляться ее объективная оценка.
"Странно бояться субъективизма, когда наши абитуриенты поступают на творческие специальности, по итогам, например, сочинения. Его ведь оценивают по понятным критериям: количество ошибок, объем, соответствие теме, раскрытие, доказательная база… Их не так сложно разработать и для письменного испытания, а потом донести до ребят – чтобы знали, за счет чего рассчитывать на высокий балл", – рассуждает он.
Репетитор приводит в пример практику, применяемую в западных вузах: там контрольная работа сразу отправляется на проверку двум преподавателям, которые не знакомы со студентом. А если их оценки разнятся – привлекается третий.
"Некоторые люди высказываются против объединения просто потому, что считают плохими любые нововведения, просят "оставить в покое" систему образования, однако этот шаг уже в планах на ближайшие два-три года. К слову, радует и то, что на проработку этого вопроса выделен солидный срок", – считает Андрей Григорьев.
Большинство родителей, по его словам, объединение школьных экзаменов с ЦТ поддерживают: испытания в школе многие считают только формальностью и лишней нагрузкой на детей – с учетом временнОй близости к тестированию. Вместе с тем подготовка к разным испытаниям, конечно, разная.
Что еще добавить к ЦТ?
По мнению репетитора, включить в состав вступительных испытаний стоит также мотивационное письмо или интервью: чтобы узнать, каким студент видит собственное будущее, есть ли вообще "призвание" – чтобы потом ему не пришлось учиться или работать через силу. А в некоторых вузах экзаменовать ребят лучше устно.
"Разве можно набирать студентов в языковой университет по результатам лексико-грамматического теста? – задается риторическим вопросом репетитор. – Они ведь должны уметь говорить! А грамматика и говорение – совершенно разные вещи, друг с другом не всегда связанные".
Сегодня в вуз попадают ребята с очень разными знаниями, отмечает Григорьев. А учат их одинаково, стремясь "выровнять" ко второму семестру.
"Если экзаменовать их устно, уровень поступающих неизбежно вырастет. Кроме прочего, в перспективе можно было бы скорректировать университетскую программу: как минимум, не начинать обучение с нуля, сократить ее, и сэкономить тем самым средства родителей и государства", – рассуждает Григорьев.
Пороговые баллы нужно повысить!
После изменения методики подсчета баллов на ЦТ и роста средних баллов многие задавались вопросом, не будут ли повышены пороговые (проходные) значения. Однако "пороги" ЦТ все же решили оставить на уровне прошлогодних. Специалисты говорят, что виноваты сертификаты: предполагается, что для избежания расхождений корректировать цифры лучше в следующем году.
"Конечно, пороговые баллы нужно поднимать, причем очень сильно – они просто катастрофические. Но это не так легко: чтобы дети приходили более подготовленными, менять надо школьную программу. Я слышал, что рассматривается даже возможность отменить их вовсе, но это никуда не годится", – делится мнением собеседник агентства.
С точки зрения члена совета при Минобразования, обеспечить каждого абитуриента своим местом в учебном заведении можно, если предоставить им возможность подавать документы в несколько вузов, как во многих других странах.
"Ведь даже велосипед изобретать не нужно: система веками отработана. Прием документов осуществляется "волнами": сперва принимают в топовые вузы, чуть позже – в заведения уровнем пониже и далее. В итоге поступают все, никто не остается ни с чем на целый год. Этот вопрос неоднократно затрагивался в рамках обсуждений, но предметно речи об изменениях пока не идет", – пояснил репетитор.
Реформе нужно не меньше десяти лет
"В Великобритании образовательная реформа идет уже больше десяти лет, и это правильно: продвигаться нужно маленькими шагами, тщательно взвешивая риски. Причем, я убежден, что вводить новые правила нужно только для первоклашек, а остальным стоит дать спокойно доучиться", – рассуждает репетитор.
По мнению Андрея Григорьева, в Министерстве образования пока не видят необходимости глобальных изменений.
"Десять лет – как раз тот период, которого хватит, чтобы разработать учебные программы, написать учебники, опробовать их в течение, например, двух лет, получить отзывы и исправить ошибки. Конечно, все зависит не только от Министерства образования – это серьезный проект, к которому должны быть привлечены многие опытные люди. Но уже то, что реформы широко обсуждаются и что мнения спрашивают у самых разных людей – прогресс", – резюмирует он.