Беларусь не смогла подписать с Россией долгосрочный контракт на поставки нефти, поэтому НПЗ в Новополоцке и Мозыре остались без сырья. Белорусские нефтяники в настоящее время ищут альтернативные источники поставок.
В январе стало известно, что удалось договориться о поставках 80 тысяч тонн нефти из Норвегии. Обсуждаются перспективы поставок черного золота из Азербайджана, Ближнего Востока и даже США.
Диверсификация поставок нефти на белорусские НПЗ стала темой для видеомоста Минск – Баку – Москва, который сегодня состоялся в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.
Кого сдружила выгода, те век будут ссориться?
Мозырский НПЗ уже имел опыт переработки нефти из Азербайджана, поэтому сейчас идут переговоры о поставках сырья танкерами до Одессы, а оттуда по трубопроводу на белорусский завод.
По мнению заместителя директора Русской школы экономики UNEC, доктора наук, профессора Эльшада Мамедова, учитывая предыдущий опыт, такие поставки могут осуществляться, но к переговорам нужно подключать и украинскую сторону.
В настоящее время Азербайджан сумел диверсифицировать экспорт добываемого в стране сырья, а его государственная нефтяная компания SOCAR занимается сбытом нефти, добываемой даже в Нигерии.
При этом Эльшад Мамедов считает, что о посредничестве в поставках для белорусских НПЗ нефти из Ирана сейчас не может идти речи в связи со сложной ситуацией, которая складывается вокруг исламской республики.
"Азербайджанская нефть торгуется на 3-4 доллара дороже сорта Brent. Среднегодовая цена на Azeri Light составляет 63-64 доллара за баррель", – рассказал азербайджанский эксперт.
По его мнению, учитывая логистику и экономическую составляющую, "в долгосрочной перспективе нельзя говорить о том, что Беларусь может иметь альтернативу российской нефти".
Эльшад Мамедов считает, что поставки сырья из Норвегии или Азербайджана могут носить только краткосрочный характер, чтобы поддерживать работу НПЗ на период возникновения сложностей с поставками черного золота из России.
Либо равным в дружбе быть, либо вовсе не дружить?
В свою очередь главный редактор аналитического журнала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич считает, что поставки норвежского сырья, которое по качеству схоже с российским сортом Urals, выгоднее было бы осуществлять из латвийского порта Вентспилс, а не литовского в Клайпеде.
Дело в том, что Вентспилс и Новополоцк соединены трубопроводом, который в советские времена был рассчитан на прокачку 10 миллионов тонн нефти в год.
Российский аналитик сказал, что данный трубопровод требует проверки, потому что уже более 10 лет он не функционирует, а Вентспилс обладает всей необходимой инфраструктурой для перевалки нефти, необходимо только пустить в строй насосную станцию, чтобы осуществлять реверсные поставки.
По мнению Бориса Марцинкевича, "Беларуси все равно нужно договариваться с Россией. Потому что экономическая составляющая говорит в пользу этого".
При этом он обратил внимание, что белорусские НПЗ могли бы получать российскую нефть по стоимости в 83% от мировых котировок. В данном случае пресловутая премия, которую не хочет платить Беларусь российским компаниям-поставщикам нефти, ничтожная.
"Если разделить 10 долларов за тонну на 7 (приблизительно столько баррелей содержит одна тонна нефти – Sputnik) получится, что переплата составит приблизительно доллар", – отметил Борис Марцинкевич.
Российская нефть в любом случае получается дешевле, и необходимо "искать компромисс", потому что данный конфликт, по словам аналитика, возник на ровном месте.
Борис Марцинкевич привел пример коммерчески успешного сотрудничества наших стран на опыте компании "Янгпур", которая работает в России и добывает нефть, но при этом на 100% принадлежит Беларуси. Белорусская "дочка" могла бы весь объем добываемой нефти поставлять на НПЗ в Мозыре и Новополоцке при участии российской "Транснефти".
Иной раз и малый над большим верх берет?
"Никто не говорит о полном отказе от российской нефти", – обратил особое внимание член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Беларуси Денис Карась.
При этом он признал, что белорусские НПЗ специализируются именно на российском сорте нефти. Модернизация на заводах позволит им выйти на глубину переработки сырья 90%.
"В конце мая 2020 года завершится модернизация на "Нафтане", – рассказал депутат и добавил, что уже в августе будет получена промышленная партия новой продукции.
Денис Карась напомнил, что белорусский президент поставил задачу обеспечить поставку нефти из альтернативных России источников. При этом работа "Нафтана" с нефтью из Норвегии еще будет проанализирована после окончания переработки.
По его словам, все зависит от того, какие задачи ставит НПЗ, работая с другой нефтью, но норвежское сырье близко по качеству к тяжелой российской нефти. Поставки сырья по трубопроводу из Вентспилса потребуют создания комиссии, которая оценит его состояние.
В завершение спикеры пришли к единой точке зрения, что экономическая целесообразность говорит в пользу того, что Минску нужно договариваться с Москвой о поставках российской нефти, потому что логистика и стоимость сырья делают любой альтернативный вариант существенно дороже.
Полную видеозапись беседы экспертов об альтернативных поставках нефти для белорусских НПЗ смотрите на YouTube-канале Sputnik Беларусь.