Всю жизнь Антон Ялышко провел в Германии. Он ходил в немецкую школу, дружил с немецкими ребятами. Но в сентябре этого года он оказался на минском железнодорожном вокзале. В стране, в которой раньше никогда не бывал.
Антон приехал, чтобы помогать семьям, в которых есть дети с инвалидностью. Но зачем ему это надо и почему Беларусь?
"Ты такой красивенький сегодня"
В семье Валентины Бурдыс немецкого волонтера ласково называют Антошкой. "Антошка, будешь борщ?" – за несколько месяцев парень из Германии стал здесь родным.
Бурдысы – это Валентина, ее муж Сергей, два сына, а также 82-летняя бабушка Люба. Причем не Любовь Михайловна, а именно Люба. Так называет ее Антон.
"Поначалу было как-то необычно. Но в Германии не принято называть по отчеству", – рассказывает Sputnik с улыбкой старушка.
Вся семья говорит об Антоне с нескрываемой нежностью. С появлением этого человека дома становится тепло и весело. Антон поговорит с бабушкой, которой так хочется внимания, как и всем старикам. Потом отпустит Валентину по своим делам и посидит с ее старшим сыном. У Андрея – олигофрения. В свои 32 года он нуждается в постоянной заботе, как маленький ребенок. Все хлопоты ложатся на плечи, как это часто бывает, мамы. Это означает, что 32 года Валентина изо дня в день была со своим сыном. Она не могла пойти в магазин, поликлинику или в гости и не торопиться домой. И вот появился человек, который подарил ей хоть немножечко собственной жизни. Антон для этой семьи – не просто волонтер. Это добрый ангел.
Беларусь – это где?
Родители Антона переехали в Германию еще до его рождения – мама родом из Петербурга, отец – с Северного Кавказа.
Парень рассказывает, что дома у него всегда говорили по-русски. И все же на русском языке он не говорит свободно, а
желание выучить русский язык было большое. Поэтому еще в школе он обратился в благотворительную организацию. Она набирает волонтеров, которые выполняют самую разную миссию по всему миру. Антон попросил выбрать ему русскоговорящую страну.
В Германии принято, чтобы молодые люди после школы не торопились в университет, а потом на работу. А прислушались бы к себе, покатались по миру и поняли, чем они хотят заниматься в жизни.
Во время учебы Антон походил на занятия для волонтеров, а затем узнал две новости. Во-первых, он едет в Беларусь. О том, что существует такая страна, парень и не подозревал. Первым его вопросом было: "А где это?" Все потому что в Европе принято называть Беларусь в переводе "Белой Русью".
Второй новостью стало то, что он будет ухаживать за инвалидами. Такого опыта за всю жизнь у него не было. Он не преследовал каких-то глобальных целей. Но в итоге так получилось, что его не хотят отпускать из Беларуси.
Антон рядом
"Он не похож на других волонтеров. В нем нет скрытности. Знаете, бывает такое ощущение, что общаешься с человеком, а он далек от тебя. Он делает добрые дела, но делает их формально. Антон другой. У него душа нараспашку", – передает свои ощущения Валентина Гайдук.
Ей Антон помогает с дочкой Наташей. 20-летняя девушка настолько полюбила этого добряка из Германии, что всякий раз, когда слышит его имя, хлопает в ладоши.
Наташа – девушка с интеллектуальными нарушениями. Антон – один из немногих людей, который относится к ней как к обычному человеку. У него нет неловкости и растерянности, когда он оказывается рядом с ней. Для них нет никаких преград. Они могут и снежинки вырезать, и на гитаре сыграть.
Мама Наташи всегда, глядя на это, смахивает слезы. Для нее это невозможно трогательно.
Почему Антон такой, Валентина не знает. Возможно, всему объяснение – ментальность. Мама Наташи заметила, что волонтер всегда приходит вовремя и убирает комнату после игр. С другой стороны, размышляет она, всегда все идет от человека. И в Беларуси хватает таких добрых сердцем людей.
У Антона шесть подшефных семей в Минске. Каждую он посещает раз в неделю. Он выполняет нехитрую работу, но бесценно важную.
"Наташа очень любопытная. Она задает миллион вопросов. Когда я прихожу домой после ночной смены и остаюсь с ней одна, она не дает мне выспаться. С Антоном хоть немного отдыхаю", – признается Валентина Гайдук.
"А с моим сыном Антон сидит за компьютером, читает книги. Я даже хочу отпустить их в кино. Самое главное, что дает Антон моему сыну – это роскошь общения. Такие ребята, как известно, не имеют друзей", – поддерживает разговор Валентина Бурдыс.
Белорусский интенсив от бабушки
Антон признается: Беларусь удивила его уже на вокзале. Он помнит, как встретил на перроне патрульных, и они были очень серьезны.
"В этот момент я понял, что в другой стране", – рассказывает немецкий волонтер.
Но потом чем больше Антон знакомился с Беларусью, тем больше понимал, что ему здесь приятно находиться.
"Люди очень открытые. Ты можешь познакомиться с человеком на улице, пять минут поболтать, и он тебя уже приглашает домой. Такого в Германии нет. У нас только "Привет! Как дела? Как погода?" и все", – говорит он.
Антон проводит время с пользой для себя. Он стал говорить на русском более бегло. В этом ему помогают языковые курсы. Бонусом Антон учит белорусский язык. И все благодаря бабушке Любе, которая всю жизнь провела в деревне Могилевской области.
"Я думал, что есть такое выражение "13 лет". Оказалось, что можно еще говорить "13 гадоў", – признается парень.
По лицу Антона видно, что ему самому приятно находиться с белорусскими семьями. Тут он обласкан и любим. Тут есть бабушка Люба, которая всегда на прощание скажет: "Ты бы к нам приходил почаще, Антошка". Есть Наташа и Андрей, которые ждут его с детской преданностью. Тут Антон как дома.
Но жизнь продолжается. В августе у парня заканчивается программа, и он возвращается к своим родным. Он признается, что дальше собирается отправиться в путешествие по Германии и Франции. Для этого вместе с другом арендует машину. Ну а если посмотреть в далекое будущее, Антон не исключает, что может стать учителем.
Ребята из Минска, конечно, будут скучать по доброму парню из Германии. Они навсегда запомнят этот лучик света в своей жизни.
Мы тоже можем
Подбором волонтеров в Германии занимается организация "Акция искупления – служба делу мира". Она ведет разные направления. В рамках одного из них отправляет волонтеров в разные страны. Это не только Беларусь, но и Бельгия, Франция, Великобритания, Израиль, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Чехия, Украина и США.
Организация на протяжении 50 лет активно выступает в защиту мира и примирения. Сотрудничая с партнерами, она развивает взаимопонимание и солидарность, выступает за защиту прав человека и справедливости в мире.
"Наша организация сотрудничает с ними более 20 лет. В этом году, в сентябре, приехали два волонтера из Германии. Это Антон и девушка по имени Дженни Гэртнер", – рассказывает Марина Войнова, ментор для волонтеров ОО "Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам".
По словам Марины, в общей сложности Антон и Дженни помогают 11 семьям в Минске. Также они каждую неделю посещают Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов №3.
Марина Войнова рассказывает, что в Беларуси хватает своих волонтеров. Но чаще они заняты на различных благотворительных мероприятиях. По каким-то причинам волонтерство на дому у нас не распространено.
А для белорусских семей такая помощь бесценна. Не секрет, что людям с инвалидностью часто не хватает общения. Ведь они вынуждены проводить свою жизнь в четырех стенах.
Это тот вопрос, на который нужно обратить свое внимание уже сейчас. Нашим людям помогают иностранные волонтеры. Но мы ведь тоже можем.
Читайте также:
- Ребенок хотел гироскутер, но мог не успеть. Правда о работе в хосписе
-
Их не берут ни в сады, ни в школы. Как жить с ментальной инвалидностью?