ГРОДНО, 16 ноя – Sputnik, Инна Гришук. Интерактивную выставку кукол-актеров из коллекции Санкт-Петербургского государственного театра марионеток – старейшего театра кукол России на несколько дней привезли в Гродно.
Здесь можно увидеть куклы конца XIX века, самого первого Чебурашку, Петрушку 1924 года, куклы из спектакля, который показали рекордное количество раз во время Великой Отечественной войны.
Куклы для взрослых и детей
Выставка "Куклы для взрослых и детей" завершится в Гродненском театре кукол 17 ноября – в последний день гастролей Санкт-Петербургского государственного театра марионеток имени Евгения Деммени. Зрители смогут увидеть героев старых постановок перед каждым спектаклем.
"Это эксклюзивные куклы, которые можно назвать произведением искусства. Каждая сделана из дерева, от начала до конца работу выполнял только один художник. Уже позже в театре появляются мастерские, работа разделяется – кто-то шьет, кто-то вырезает. При этом куклы не теряют своей художественной ценности", – рассказала народная артистка России Фаина Костина.
По ее словам, для экспозиции в Гродно были отобраны 33 экспоната, всего же в коллекции театра более сотни уникальных кукол. В Санкт-Петербурге их называют большой труппой маленького театра. Художественную выразительность деревянных артистов неоднократно отмечали на международных выставках в Париже, Брюсселе, Праге, Берлине, Тель-Авиве, Хельсинки, Вене, Милане, Фрибурге, Белграде, Ницце и других городах Европы.
Куклы из спектаклей-легенд
Здесь можно увидеть куклы из самых известных постановок Деммени, некоторым из них от 60 до 95 лет. У каждого маленького деревянного актера своя большая история. Главный и самый известный персонаж выставки – это Петрушка из одноименного спектакля Самуила Маршака 1924 года, который является подлинной куклой площадного народного театра. По словам Костиной, именно Петрушка был любимой куклой основателя и первого руководителя театра Евгения Деммени.
Самые старинные экспонаты – это французские куклы конца XIX века, которые Деммени в далеком 1923 году купил на Невском проспекте, чтобы задействовать их в спектаклях того времени. Рядом – несколько кукол, которые в 1928 году стали героями первого в России игрового кукольного фильма "Макс и Мориц". В годы войны они были единственными куклами, которые уехали из окруженного немцами города.
"Когда во время блокады Ленинграда шла эвакуация театра, актерам разрешили взять с собой только 30 килограммов. Треть из них занимали куклы", – отметила Костина.
Артистка отметила, что остальные куклы театра благополучно пережили блокаду. Хотя в холодные зимы в городе не хватало дров, деревянные куклы сохранились.
Здесь же представлены и герои спектакля "Юный фриц", который особенно полюбился солдатам в военные годы. Его премьера состоялась 22 июня 1942 года. Во время Великой Отечественной спектакль был сыгран на Московском, Ленинградском и Карельском фронтах более 650 раз.
"Солдаты радовались, он дарил им силы, надежду на скорую победу. Это легенда нашего театра", – добавила Костина.
Еще одна легенда театра – спектакль "Гулливер в стране лилипутов", которому в прошлом году исполнилось 90 лет, он до сих пор идет на сцене, играют все те же, хотя и немного отреставрированные куклы.
Первый Чебурашка
Примечательный персонаж экспозиции – оранжевый Чебурашка. Оказалось, что в театре марионеток имени Деммени спектакль по мотивам книги Эдуарда Успенского поставили раньше, чем был снят мультсериал. Прибывший в Гродно ушастый герой – первое кукольное воплощение полюбившегося всем персонажа.
"Прочитав произведение Успенского, мы поняли, что Чебурашка – это тот самый персонаж, которого мы так долго искали, который завоюет любовь и взрослых, и детей", – отметила Костина, уточнив, что спектакль был показан более двух тысяч раз.
Старейшему театру кукол – 100 лет
В прошлом году Санкт-Петербургский театр марионеток имени Е.С. Деммени отметил 100-летний юбилей. Он считается старейшим и первым государственным профессиональным театром кукол в России.
Театр был основан 1 декабря 1918 года группой петербургских художников, во главе которой стояла Любовь Шапорина-Яковлева. Среди первых зрителей и поклонников театра марионеток был Евгений Деммени, который вскоре создал свой Театр Петрушки. После отъезда Шапориной-Яковлевой из России Деммени взял под свое крыло труппу театра марионеток. Объединенные театры начали работать под одной крышей, коллектив получил название "Ленинградский государственный кукольный театр имени Деммени".
Благодаря Евгению Деммени в России начал активно развиваться данный вид искусства. Многое в деятельности театра было впервые не только в России, но и в Европе. Так, в 1930 году открылись первые учебные курсы для режиссеров, актеров и художников театра кукол. В 1928 году поставили первый в России игровой кукольный фильм "Макс и Мориц", а в 1939 году сняли первый телевизионный кукольный спектакль "Школяр в раю".
В 1934 году проводились первые опыты куклотерапии с пациентами детского ортопедического института. При содействии Деммени были созданы театры кукол в 11 городах России и ближнего зарубежья. Современный театр продолжает творчески расти и развиваться.
"Мы гордимся нашей историей, стараемся соблюдать традиции, но и идем вперед. Поскольку наш театр всегда был в авангарде", – сказала Костина.
Спектакли театра становятся лауреатами известных международных конкурсов, участвуют в культурных проектах и фестивалях. Коллектив пополняется молодыми талантливыми актерами, режиссерами, художниками, которые поддержат славу и традиции театра в будущем.
Санкт-Петербургский государственный театр марионеток приехал в Гродно в рамках театрального проекта "Большие гастроли. Зарубежная программа", который реализуется Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ. Первым этапом данного проекта стало выступление Гродненского областного театра кукол на сцене театра Деммени в Петербурге. Старейший театр России привез в Гродно два спектакля: "Крошка Енот" и "Любовь к трем апельсинам".