Девочка с глазами взрослой женщины: как сирота Настя Пляц стала актрисой

© Sputnik / Марина СеребряковаБлагодаря тому, что Настины эмоции получились на экране настоящими, она отправилась в Европу
Благодаря тому,  что Настины эмоции получились на экране настоящими, она отправилась в Европу - Sputnik Беларусь
Подписаться
Одиннадцатилетняя актриса, которую мама за руку привела в приют, сыграла свою ровесницу, которую в интернат привел отец. Премьера фильма с ее участием в Беларуси собрала семьсот зрителей в кинотеатре "Москва".

До съемок фильма "Озеро радости" его режиссер Алексей Полуян не заезжал в Беларуси восточнее Минска. А актриса, сыгравшая главную роль, не покидала пределов Могилевской области.

Белорусская актриса Настя Пляц - Sputnik Беларусь
К озеру радости: почему все захотели увидеть короткометражку по Мартиновичу

Настя Пляц живет в "SOS-Детская деревня" и до этого даже на пассажирском поезде не ездила – только на электричке в гости к семье ее родителя-воспитателя Светланы.

А когда фильм был готов, Настя полетела на самолете во Францию – там, на фестивале, проходил премьерный показ фильма.

Настю узнавали на улице, у нее брали автографы. Теперь, спустя больше чем полгода после премьеры, фильм показали в Минске. Настя и Светлана приехали из Могилева, чтобы два дня подряд участвовать в презентации фильма – сначала в кинотеатре "Москва", где посмотреть картину пришло семьсот зрителей. Затем – в кинотеатре "Беларусь".

Корреспонденты Sputnik встретились с Настей, Светланой и Алексеем за несколько часов до показа "Озера радости".

"Такого сочетания цветов в жизни не видел"

В могилевскую SOS-Детскую деревню Алексей приехал после того, как побывал в детских домах и приютах во многих белорусских городах. Могилевская деревня была последним шансом – режиссер искал исполнительницу главной роли. Она должна была сыграть Ясю – девочку, потерявшую мать, выросшую в приюте, в который ее отвез отец.

Когда-то так же постучала в двери приюта мама самой Насти.

© Sputnik / Марина СеребряковаРежиссер называет Настю воплощением "коллективного белоруса": она наблюдает, но первой на контакт не идет
Девочка с глазами взрослой женщины: как сирота Настя Пляц стала актрисой - Sputnik Беларусь
Режиссер называет Настю воплощением "коллективного белоруса": она наблюдает, но первой на контакт не идет

"И вот мы заходим в интернат. Я не понимал, где нахожусь. Аккуратные домики, к тебе выходят приветливые люди, которые без страха и вежливо с тобой разговаривают. Я такого в других интернатах не видел", – рассказывает Полуян.

"Учителя знали, что съемочная группа приедет проводить кастинг, что ищем девочку. В комнату забежали две девочки-гимнастки. Делали "колесо". Мы сидели с ассистенткой Ирой и смотрели – нам нужно было принимать решение. И тут заходит Настя и спокойно гордо наблюдает за всеми.

"Делайте-делайте, а я за вами". Шляхта. Она наблюдает, и я наблюдаю. И подаю Ирине сигнал. Я говорю: Ира, ты с гимнастками работаешь, а я за ней, Настей наблюдаю", – вспоминает Алексей о первой встрече со своей будущей героиней.

Прическа – короткое каре, как у Алисы Кэролла, полосатый свитер, сочетание цветов на котором Алексей до сих пор вспоминает – говорит, никогда не видел такого. Волосы, веснушки, свитер – все это важно и до сих пор стоит у режиссера перед глазами. Но покорила Настя взглядом.

"Я никогда не видел девятилетнюю девочку, которая бы смотрела глазами взрослой женщины. Я видел ее жизненный опыт. Мне показалось, что она понимает жизнь лучше, чем я", – рассказывает Полуян.

Полуян Настю называет воплощением "коллективного белоруса": наблюдает за тобой, но первым на контакт не идет.

"Внутри ураган Бульбуль, а внешне – такая задумчивая. И я понял, что это тот случай, когда то, что искал, нашел в самом конце", – признается режиссер.

Яся нашлась

Обычно Полуян не уверен, верно ли провел кастинг. Но тут отправил своему профессору-куратору очень короткое и уверенное сообщение: Яся нашлась. Потом написал то же самое Виктору Мартиновичу, автору романа "Озеро радости", по мотивам которого и снимали фильм.

До съемок оставался месяц. Светлана поправляет – меньше месяца. Уже начиналась учеба, Настю приходилось отпрашивать с уроков для участия в съемках. В конце сентября начали снимать – то есть после кастинга прошло всего две недели.

© Sputnik / Марина СеребряковаФильм показали в Минске спустя почти полгода после премьеры
Девочка с глазами взрослой женщины: как сирота Настя Пляц стала актрисой - Sputnik Беларусь
Фильм показали в Минске спустя почти полгода после премьеры

О чем книжка, Полуян девочке не рассказывал.

"Насте про книгу ничего не говорил. Чем меньше информации, тем лучше", – говорит режиссер и уверяет – иначе случился бы хаос.

"Я ей говорил – Настюх, отходи. Есть условия, обстоятельства, веди себя так, как ты бы это сделала. Или вспоминай, как это было в твоем детстве. Когда тебе было пять лет, и твоя мама постучала во входную дверь интерната", – поясняет режиссер.

О детстве самой Насти он с ней много говорил накануне съемок, но во время работы над фильмом – только дважды, чтобы лишний раз не копаться в ране ребенка.

Первый день съемок Настя не помнит – по крайней мере, так говорит. Зато хорошо помнит ее родитель-воспитатель Светлана. Настя в тот день расплакалась.

"В сцене ей нужно было вывешивать на улице белье. Холодно, веревка высоко – и тазик мокрого белья. Она повесит одну-две вещи, и мы прекращали снимать, набрасывали на нее куртки, давали чай. Пара минут – снова в кадр. Раз пять-шесть сняли – смотрим: Настя заскучала, настроение пропало, и она разрыдалась", – вспоминает Светлана.

Оказалось, юная актриса решила, что много дублей делают из-за нее – вдруг ничего не выходит, раз приходится раз за разом делать одно и то же.

"Настя, это не из-за тебя, так надо! В кино могут и десять дублей снять. Зато к концу она уже знала все и командовала парадом", – смеется Светлана.

Когда снимали сцену свадьбы, Насте было особенно весело – никак не могла прекратить смеяться, а нужно было показать в кадре, как она приходит на свадьбу из интерната к собственному отцу. И Настя справилась – и с собственными эмоциями, и с драматизмом сцены.

"Ты в фильме и печь топишь, и белье развешиваешь, и готовишь – на самом деле все это умеешь?" – спрашиваем. Настя смущается, говорит, в жизни такого не делала, но Светлана добавляет – научить этому невозможно, с этим рождаешься.

Сама она выросла в похожем доме с печью.

"Когда в кадре годовалый малыш к печке подходил, я просто обомлела. У меня сын однажды так же подошел, угольки на ладошку вывернул. Смотришь на это – очень натурально", – признается родитель-воспитатель Насти.

Кстати, когда немцы увидели сцену с маленьким ребенком у пылающей печки, ахнули. Белорусы, признается Полуян, вели себя спокойнее – если и ахнули, то внутри себя.

Автографы от Насти Пляц

"Почему решили снимать в фильме про детей-сирот ребенка-сироту? Не зашкаливали ли эмоции во время такой работы?" – спрашиваем мы у режиссера.

"Как говорят немцы, нужно иметь холодный нос, выключать эмоции и включать голову. Если будешь эмоционально относиться, можешь в дурдом попасть", – признается режиссер.

Эмоции он проработал во время написания сценария, а уже на площадке нужна была холодная голова. Но пару раз Алексей все же напомнил Насте о ее собственной истории. Одна из таких сцен – ее реакция на слова отца: "Мы завтра поедем, Яся".

И Настя поехала. Благодаря тому, какими настоящими получились Настины эмоции на экране, она отправилась в Европу – на премьеру.

"Куда мы поехали, помнишь?" – "А, во Францию!"

"Первый раз мы видели Францию. А до этого Настя первый раз в жизни ехала на пассажирском поезде", – рассказывает Светлана.

Настя поправляет – не первый. На дизеле ездила. Но на настоящем пассажирском поезде, да еще на верхней полке – впервые в жизни.

"И впервые в жизни летела на самолете. Но мне кажется, даже не заметила этого", – смеется Светлана. Настя спорит: неправда, я в окно смотрела!

"Спала ты все дорогу, я тебя только покушать будила".

© Sputnik / Марина СеребряковаВолосы, веснушки, одежда – все это важно, но покорила Настя взглядом, признается Алексей Полуян
Девочка с глазами взрослой женщины: как сирота Настя Пляц стала актрисой - Sputnik Беларусь
Волосы, веснушки, одежда – все это важно, но покорила Настя взглядом, признается Алексей Полуян

Зато во Франции было не до сна. Едва сошли с поезда, как догнала незнакомая женщина – оказывается, узнала Настю. И она была не единственной – потом у Насти попросили автограф. А во время белорусской премьеры надарили букетов и просили попозировать для селфи.

"Настя очень сдружилась с оператором – это была любовь с первого взгляда. Вся съемочная команда написала ей пожелания. Одно было на грузинском языке. Когда к нам в SOS-деревню приезжали сотрудники кризисного центра из Грузии, я попросила его перевести. Перевод занял целый лист. Без слез читать нельзя. Помнишь, тебя там с кошкой сравнили?" – напоминает Светлана.

Настя кивает. С автором пожелания даже не вышло толком попрощаться – не смогла.

"Моему отцу и всем сиротам"

Книга Мартиновича – не единственное, что вдохновило Полуяна на фильм, который собрал огромный зал кинотеатра "Москва". Перед тем, как по экрану бегут титры, можно прочесть посвящение – "Маёму бацьку і ўсім сіротам".

"Характер человека, его компас на жизнь устанавливает его детство. Когда ты говоришь о детстве, а твой отец тебе про свое не рассказывает, начинаются вопросы. Когда отец говорит, что не помнит детства, что его детство началось, когда познакомился с твоей мамой, – тоже. У нас в семье это была тема-табу, но благодаря моей маме мы потихоньку вытягивали из него болезненные моменты", – рассказывает режиссер.

© Sputnik / Марина СеребряковаВо время белорусской премьеры Насте дарили букеты и просили позировать для селфи
Девочка с глазами взрослой женщины: как сирота Настя Пляц стала актрисой - Sputnik Беларусь
Во время белорусской премьеры Насте дарили букеты и просили позировать для селфи

В фильме он сложил наблюдения из собственного детства, болезненные моменты жизни отца и историю романа Мартиновича.

"Для отца это было болезненно, а для меня – важно. Был период, когда я думал, что будет вообще не до съемок – отец тяжело заболел. Я полетел в Беларусь, отцу сделали операцию, все обошлось – и это был дополнительный импульс снять фильм. Сценарий отобрали для поддержки одного из немецких фондов, я насобирал еще денег. В "Москве" отец просил не вызывать на сцену, а потом сказал просто: мне понравилось", – рассказывает режиссер.

Для Полуяна было важно собрать именно "Москву", хоть предлагали ему другие варианты – с куда как меньшим числом посадочных мест.

Афиша фильма о Купале - Sputnik Беларусь
Премьера фильма про Купалу откладывается

Он не прогадал. Перед тем, как на сеанс короткометражного фильма белорусского режиссера пришло семьсот человек, показывали "Терминатора" – продали пять билетов.

Такой успех фильма – это уже не озеро, это целое море радости. Кстати, хоть само "Озеро радости" из романа в фильме не показали, Алексей все же рассказал о нем Насте во время съемок.

"Помнишь, я тебе сказку рассказывал про озеро на Луне? Нужно плыть на лодке, помнишь? Я рассказывал тебе сказку?" – напоминает режиссер юной актрисе.

А сказка вот о чем:

"Справа на Луне пятнышко, похожее на выщерблинку. Его легко заметить, оно темней всех остальных. Это – Море Ясности. На его нижнем берегу, выше и левее Моря Спокойствия, находится Озеро Радости, или Lacus Gaudii. Добраться до него очень просто – нужно сесть в лодку и плыть от Озера Сновидений по диагонали, но главное не спешить и не сбиться с дороги".

Лента новостей
0