Пока Старый замок во второй столице Речи Посполитой больше походит на стройплощадку нового микрорайона (недаром работы ведет "Гродногражданпроект"), в Новом замке собрался круглый стол. За ним сегодня собрались ученые, чтобы обсудить реконструкцию замка времен Стефана Батория. В программе было заявлено, что за каждым докладом будет следовать дискуссия. Почему круглый стол больше напоминал "немой Сойм", пишет корреспондент Станислав Андросик.
Результат рука/лицо
Величайшим достоянием белорусской земли назвала Старый замок начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович.
"Для жителей Гродненщины это знаковое место, связанное с историей их жизни. В музей, который здесь (в Старом замке - Sputnik) есть с 1920 года, все ходили в детстве", - вспомнила чиновница от культуры.
Елена Климович рассказала, что "реконструкция объекта" пройдет в три очереди. В первую очередь это въездные замковые ворота и средняя башня, затем работы во дворце короля Стефана Батория, третий этап затронет остальную территорию замка.
Начальник управления констатировала, что первая очередь проведена и "результат уже виден". Теперь идут предпроектная подготовка по второй очереди, которые включают в себя целый комплекс научных работ.
Почему также нельзя было поступить до возведения каменицы? Ведь ее не было в замке и результаты археологических раскопок это доказывают. Мерные избы вместо деревянных стен обзавелись новенькими из силикатного кирпича, а въездные ворота — лишним этажом. Казалось, что ученые не молчали в шапку и тогда, но "результат уже виден".
Правда, Елена Климович утверждает, что теперь работы будут идти с учетом новых данных исторической науки. Сейчас залы освобождают от экспозиции, чтобы провести архитектурные зондажи.
Говоря простым языком, специально обученные люди снимают слой за слоем штукатурку в определенных местах на стене, чтобы видеть, где были оконные или дверные проемы, и как она перестраивалась.
Нужно отдать должное чиновнице от культуры: она не скрывает того факта, что проектное предложение архитектора Владимира Бачкова о том, где был и как выглядел вход во дворец, не выдерживает критики. Благо решено провести и археологические исследования, которые покажут точное место.
Елена Климович говорит, что интерес общественности к ходу реконструкции Старого замка в Гродно высокий. И неудивительно, ведь это единственная полностью сохранившаяся резиденция короля, где к тому же проводились Соймы Речи Посполитой.
"Круглые столы дают возможность услышать друг друга, услышать обоснованные мнения и учесть их", - отметила начальник управления культуры.
Правда, непонятно кто кого должен был услышать и с кем дискутировать на круглом столе. Отвечая на вопрос корреспондента Sputnik, почему на кругом столе нет докладов специалистов, которые непосредственно занимаются реконструкцией замка, Елена Климович сказала, "они будут выступать на круглом столе по актуальным вопросам, которые заявлены на круглом столе".
Только вот сам автор архитектурного проекта Владимир Бачков напоминал депутата печально известного "молчаливого Сойма", который подвел черту под существованием Речи Посполитой, и старательно молчал. Архитектор не защищал свой проект, это пришлось делать другим людям.
Страдающее Средневековье в Гродно
Настоящим анекдотом стала попытка украсить башню над въездными воротами сграффито. Это такая сложная вещь, представляющая собой что-то среднее между росписью и рельефом.
Специалисты, работающие над замком Стефана Батория, видимо вдохновлялись декором замка в польском Красичине. Местный замок украшен характерными для эпохи Возрождения сграффито.
Казалось бы, по хронологии подходит и работать по аналогии допустимо. На деле оказалось, что скопировать чужие сграффито не так и просто. В титулатуре короля Польского и Великого князя литовского Стефана Батория была допущена ошибка. Вот здесь можно почитать об этом подробнее.
Стоит отдать должное работе местных властей, которые следят за критикой работ. Елена Климович отметила, что все ошибки исправляются, потому что работы еще продолжаются.
Теперь, когда дворцу Стефана Батория предстоит пережить вторую очередь реконструкции, проведут очередные раскопки.
Про то, как на протяжении двух лет белорусские археологи изучали будущую стройплощадку, рассказала заведующая отделом археологии Гродненского музея Наталья Кизюкевич.
Историкам учитывая объем работ пришлось работать по выходным и праздникам для того чтобы успеть исследовать нужные участки. Во время раскопок на месте, где потом построили каменицу, археологи нашли каменную мостовую XV – начала XVI века.
Наталья Кизюкевич констатировала, что "это подтверждает тот факт, что каменицы в нынешних размерах там не было".
Получается, что в угоду возведению здания, достоверность которого вызывает вопросы, археологи разобрали мостовую, а ведь по камням с 500-летней историей могли бы гулять туристы.
Сейчас разобранная мостовая в виде груды камней просто лежит в Гродненском музее и судьба ее незавидная — служить в качестве материала для ремонта других брукованок.
Последний довод королей
Круглый стол в своем завершении напоминал небольшую войну. Доклад научного сотрудника Института истории НАН Беларуси Николая Волкова с критикой проекта архитектора Бочкова вызвал бурную дискуссию.
Историк в очередной раз указал на серьезные недочеты в проекте реконструкции, так как при его разработке не в полном объеме учтены источники и инвентари замка Батория.
Причем он отдельно отметил, что попытка создать в каменице экспозицию, посвященную королевским чиновникам или шляхте "противоречит логике сословного общества, в котором король возвышался над остальными".
Стефан Баторий жил в своем дворце вместе со своим двором и охраной, а "урядники" жили в своих поместьях в городе. Это подтверждают воспоминания Льва Сапеги, связанные со смертью короля и великого князя, где он напрямую пишет, что получив новость о гибели правителя канцлер и другая знать стала съезжаться во дворец.
Николай Волков считает, что необходимо провести археологические раскопки на месте предполагаемого входа во дворец и зондажи, чтобы не допустить ошибку и не возвести массивный аттик. Исследователь также раскритиковал проект размещения комнат во дворце авторства архитектора Бачкова.
В защиту проектного решения выступил архитектор "Гродножилпроекта" Олег Шимборецкий, который обратился к каноничному изображению замка Батория на гравюре Томаша Маковецкого.
По словам архитектора, данные археологии говорят о том, что замок по заказу Стефана Батория был не просто перестроен из замка Витовта, а фактически построен заново.
"Я не представляю, что зодчий (Санти Гуччи не упоминался ни разу - Sputnik) оставил элементы готики в ренессансном здании", - уверен Олег Шимборецкий.
Архитектор считает, что теория Николая Волкова о том, как размещались королевские покои и как выглядел дворец, лишены архитектурной логики. Он настаивает на том, что замок Батория имел единое архитектурное решение и не включал в себя более ранние элементы, как это изображено на рисунке Павла Татарникова.
Николай Волков обратил внимание на такой факт, что если реконструкция замка будет проведена без глубоких исторических исследований, то это приведет к тому, что "позднее будут найдены неизвестные сейчас источники и по ним проведут 3D реконструкцию. Получится, что результат такой реконструкции не совпадет с тем, что планируется построить".
Историк считает, что это полностью подорвет доверие к проделанной работе и призвал опубликовать проект второй очереди реконструкции дворца Батория, чтобы общественность могла с ним ознакомиться.
Сегодня государство выделяет колоссальные средства на реставрацию и реконструкцию Старого замка в Гродно. Сейчас ни для кого не секрет, что уже первая очередь прошла с ошибками. Реконструкция единственной уцелевшей королевской резиденции рискует превратиться в полномасштабную историческую фальсификацию. Это будет настоящей трагедией для Беларуси, потому что сулит архитектурному памятнику такие изменения, которых он не претерпел за все войны, прокатившиеся по нашей стране за много веков.