Работать врачом бригады скорой помощи хотят те, кто мечтает спасать жизни, говорят сами представители профессии. На деле же им зачастую приходится ехать на вызов к пациенту, которому вовсе не нужна "неотложка", и выполнять работу терапевта. А еще им попадаются глупые и наглые пациенты, скандалисты, которые пишут жалобы, пьяницы и не только.
Как вести себя, когда вызвал скорую? Врачи бригад неотложной медицинской помощи рассказали Sputnik Беларусь, что выводит их из себя в работе и поведении пациентов.
Глупые пациенты
Не только медиков – всех людей раздражает глупость, которая иной раз проявляется так, что ставит в ступор. В случае со скорой помощью все начинается с того, что человек не может корректно назвать адрес; уже поднимаясь в лифте, врач точно знает, что ему не доведется внятно услышать, какие лекарства человек принимал, чем болел и что его прямо сейчас беспокоит.
Недоумение вызывают, конечно, и те, кто не владеет самыми элементарными знаниями в оказании первой помощи: сложно поверить, но еще существуют люди, которые не знают, как сбить жар, опустить давление или остановить слабое кровотечение. А бригада приезжает, проводит пару простейших манипуляций, и человеку легчает.
Наглые
Вторые в рейтинге самых ненавистных пациентов – любители покачать права; такие убеждены, что могут вызывать врача хоть пять раз в сутки, по поводу и без – мол, я же плачу налоги! Нередко именно они живут напротив работающей поликлиники и не стесняются сказать: "болит уже неделю" (и спровоцировать закономерный интерес: что же помешало обратиться к терапевту?).
Самые наглые пациенты вызывают скорую не из-за плохого самочувствия, а для удовольствия: они требуют, чтобы их буквально "обслуживали", обследовали с ног до головы, слали на все анализы, УЗИ и МРТ, назначали и выписывали все таблетки, а кроме того, по желанию в больницу возили и стакан с водой меняли на прикроватной тумбочке.
Асоциальные (включая "гастролеров")
Про бомжей, алкоголиков и наркозависимых подробно говорить бессмысленно – это проблема государства в целом. Но работники некоторых станций скорой помощи утверждают, что таких пациентов – больше половины.
Бесят среди них так называемые гастролеры: они знают, что скорая заберет их с улицы – мы обязаны увезти их в стационар, где они смогут согреться и выспаться, так что иногда нагло лезут в машину.
Родственники: слишком пристально контролируют
Любого врача бесит, когда он делает пациенту инъекцию, а родственники стоят за его спиной и внимательно наблюдают за процессом. Или дотошные, слишком "умные", которые вызывают скорую, но совершенно не верят специалистам.
Они разглядывают все препараты, требуют подробных разъяснений (порой тратя на это драгоценное время). Иной раз принимаются учить – рассказывают, что успели "нагуглить", пока ждали скорую, и какое поведение видят верным в связи с этим.
Люди, которые отказываются помочь
Порой скорая увозит людей в больницы, для чего их требуется сначала поместить в авто. Так вот, в случаях, когда пациент – крупный мужчина, а в бригаде – один врач весом в 45 килограммов и два хрупких фельдшера, без помощи никак не обойтись. И бесит, когда люди видят, что девочки не справляются, и просто игнорируют. Хотя куда хуже, если прямо отказывают – мол, это же ваша работа.
Вместо терапевтов
Большинство пациентов понятия не имеют, зачем вообще нужна скорая помощь. Из-за недостаточной образованности народа в вопросах медицины, низкой приверженности лечению в целом, а также отсутствия врачей амбулаторного звена в 80% случаев бригада занимается поликлинической работой.
Скорая приезжает по вызову и консультирует людей (иногда по вопросам, не связанным с медициной). Потому что – снова же – пациенты не знают, что при чуть повышенном артериальном давлении можно принять таблетку, которая продается в свободном доступе; а при обычном порезе пальца – просто промыть руку водой, обработать перекисью и наложить пластырь.
И да, частенько скорая приезжает, а пациент просит сделать ему "укол, чтобы поспать" (это вообще какой?). Или канючит, чтобы ему "рецептик выписали", в то время как сотрудники скорой медицинской помощи не выписывают рецептов на лекарства.
Жалобщики
Конечно, пациенты пишут жалобы, и немало! Среди излюбленных претензий – "почему доктор не улыбался мне, когда приехал по моему (фактически ложному) вызову в пять часов утра?" Как ни печально, руководство обычно ни в чем не разбирается; бригаду неизбежно депремируют.
Защиты нет
У этого самого руководства, к слову, руки связаны так же, как у простых врачей. Просто юридически медицинский персонал в Беларуси защищен совсем слабо: медицина бесплатная, вот и ценят ее люди все меньше и меньше. Оттуда же большая текучка кадров – многие достойные специалисты уходят работать в другие сферы или уезжают за рубеж.
Низкая зарплата
Мало какой врач хочет работать в бригаде скорой помощи: это очень тяжело; так что персонала постоянно не хватает. В то же время труд этот по достоинству не оплачивается: зарабатывают на скорой 250-300 долларов в месяц.
Идеальный пациент…
...здоров.
Если идеальный пациент все же вызывает скорую, значит, ему и правда требуется неотложная помощь или транспортировка, которые могут обеспечить только члены бригады.
Он может четко сформулировать жалобы, ориентируется в собственной истории болезни и точно знает, какие препараты принимал.
Идеальный пациент общается вежливо и не переходит границ: он не приказывает и не наглеет, доверяет врачу и не наставляет его в процессе работы.