Российский тележурналист Вадим Такменев встретился в мультимедийном пресс-центре Sputnik с журналистами и ведущими белорусского телевидения и поговорил о телевизионной "кухне", прямых эфирах и разнице теле- и интернет-аудитории.
Зрители знают Такменева как автора и ведущего популярных передач "Центральное Телевидение", "Анатомия дня" и "Ты супер!". Белорусским коллегам он интересен как профессионал, который спустя многие годы не перестал любить свою работу.
"Как вы делаете "Центральное телевидение"?
Встреча с коллегами в пресс-центре Sputnik превратилась в своего рода ток-шоу. Такменев сразу предложил перейти к формату "вопрос-ответ".
Во время ответа на вопрос, как делается "Центральное телевидение", Такменев показал нарезку самых любопытных моментов, в которых ему в роли ведущего приходилось работать с реквизитом. Кто смотрел программу, знает – ведущий в эфир даже выезжал на лошади, не говоря уже о предметах, которые периодически появляются то у него в руках, то рядом.
Журналист признался – пробовали записывать программу за три часа до эфира, но каждый раз что-то шло не так. И только когда приняли волевое решение вести прямой эфир, все заработало как надо. Сам Такменев в студии появляется за десять минут до эфира.
"К счастью, добились того, чтобы все работало как часы. Программу закроют, а я буду этим гордиться", – рассказал журналист коллегам.
Это особенно ценно, потому что "как часы" все работает в Голливуде, а в России другая специфика – кого-то нужно поуговаривать, кого-то поругать. Но съемочной группе "Центрального телевидения" удалось выстроить рабочую схему.
При этом, хоть программа выходит на НТВ, ресурсом канала "Центральное телевидение" не пользуется. Над программой работает отдельный штат людей.
"Центральное телевидение" выходит трижды в неделю, и Такменев признает – сами себя загнали в ловушку, нужно придумывать, чем занять большой объем эфирного времени. Но иначе не выходит – зрителю нужна актуальная повестка.
Ведущий не должен быть похож на ведущего
Один из советов, которые дал Такменев коллегам, связан с тем, как вести себя в кадре.
И тут в пример он привел Ивана Урганта, который в лифте точно такой же, как и в студии. И шутит так же смешно, уточнил Такменев, отвечая тем, кто уверен, что все шутки ему подсказывают в "ухо".
Без "уха" нельзя, признался он и перешел на житейские истории, которые понимают все присутствующие в зале журналисты – о том, как в ответственный момент "ухо" замолкало, суфлер ломался или зависал.
"Зависший" суфлер – не самая страшная история, которая когда-либо случалась на российском телевидении. Еще более страшная связана с методами работы коллег-конкурентов. Так, например, герой ток-шоу на НТВ мог случайно обнаружить себя в студии другого канала – собеседников буквально обманом переводили из одной студии в другую, меняли машины, запутывали в коридорах "Останкино".
Рекламный рынок рухнул
Говоря о деньгах, Такменев признал, что "экономическая ситуация на ТВ плачевна": рекламный рынок рухнул, компании думают, кому отдать свой бюджет – на телевидение или в интернет.
Сам Такменев уходить в интернет пока не готов. Он признается: хорошо знает, как работает телевидение, а как работает интернет – не понимает.
"Главный вопрос – как себя сломать и пойти в интернет? Я до сих пор себя не заставил. Для всех телеканалов интернет является вспомогательным и неприоритетным направлением", – убежден он.
Но и само телевидение меняется. Одним из самых счастливых периодов своей профессиональной деятельности журналист называет "нулевые" – как раз тогда на НТВ выходила программа "Профессия – репортер".
"В "нулевых" можно было совмещать то, что нравится тебе, с тем, что интересно аудитории. Это один из самых счастливых периодов, мы снимали то, что было очень интересно нам самим", – рассказал Такменев.
"Профессия, к которой я себя причисляю, не должна быть такой, какая она есть сейчас", – считает журналист.
Он надеется, что однажды видеоблогингу начнут обучать как полноценной профессии, но пока ситуация в этой сфере его разочаровывает. Видеоблогерам не хватает профессионализма журналиста.