Строчка из популярной песни лучше всего описывает перепись, которая проводится среди бездомных людей. Помните: мой адрес – не дом и не улица? Все это действительно так. У этих людей нет дома. Но это не значит, что они не граждане своей страны.
Что они рассказывали о себе переписчикам, выслушал Sputnik.
Я существую
Старый заброшенный детский сад. Маленькая комнатка на втором этаже. В ней только стол и несколько стульев. На столе небрежно лежат опросники со стандартными вопросами: имя, дата рождения…
В таких необычных условиях и проходит перепись горожан с непростой судьбой – бездомных и малоимущих.
Отыскать в мегаполисе человека, у которого нет дома, согласитесь, задача непростая. Поэтому переписчики идут на следующий шаг: они приезжают в места, где бездомные собираются чаще всего. В каждом районе Минска оно свое. Например, в Партизанском – всем известная ночлежка.
А во Фрунзенском – вот этот заброшенный детский сад. В нем базируется бесплатная столовая, которую держит благотворительная организация. Бездомных кормят горячими обедами. И, конечно, все в районе об этом месте знают.
Уговаривать таких людей, чтобы они приняли участие в переписи, не надо. Хотя сотрудники милиции и социальных служб подтвердят: это самая закрытая категория граждан. О себе рассказывать не любят, от контакта уклоняются.
Но здесь все по-другому. Люди охотно отвечают на вопросы. И вопросы личного характера: где родился, где живешь, сколько детей…
Все это неслучайно. Для многих перепись – это как возможность заявить о себе: я есть, я существую.
Вспомнить все
На опрос уходит пять минут. Затем следует награда – горячий обед.
Вопросы задают стандартные, как и всем. Но переписчики отмечают поразительный факт – несмотря на годы бродяжничества, многие помнят о своей жизни все мельчайшие подробности.
"Мы переписывали женщину пожилую, ей было 72 года. У нее семеро детей: пять дочек и два сына. Они малоимущие, все проживают в одном помещении. И, как ни странно, эта женщина согласилась рассказать про всех членов своей семьи и четко помнила даты рождения, возраст своих детей, зятьев, внучек. Опрос занял чуть больше запланированного времени, но мы учли 24 члена одного домохозяйства", – рассказывает Ирина Лях, главный специалист сектора переписи населения отдела демографической статистики переписи населения главного статистического управления Минска.
Хотя далеко не всем нравится в прошлое возвращаться. Да, о бездомных часто говорят, дескать, любят они преувеличивать свои страдания и искать оправдания. Но и в этом есть своя логика. Найдите хоть одного человека, который не считает себя хорошим.
Из кабинета выходит мужчина, как потом узнаем, зовут Александр. Рассказывает, что живет на улице. Из родных у него только один отец. Но с ним он давно не общается.
"Когда меня положили в больницу с инсультом, он от меня отказался", – рассказывает он.
Жду ребенка, дома нет
Для некоторых перепись – как Новый год. Можно подвести промежуточные итоги своей жизни: чего я достиг и куда иду.
В кабинет, придерживая живот, заходит беременная Юлия. Признается, что не бездомная, но своего жилья в Минске нет.
"Я сама родом из Брестской области, но живу в Минске. Ну, как живу? Скитаюсь по квартирам друзей", – говорит она.
У Юлии есть сожитель, отец ее будущего ребенка. Но он, показывает она характерным знаком по горлу, злоупотребляет.
Как и все, Юлия надеется на лучшее. И, как может, старается крутиться – работает швеей в одной организации.
Во время последней переписи, которая проходила в 2009 году, в республике насчитали 587 бездомных. Большая часть из них проживала в городе – 512 человек.
Какая ситуация наблюдается сейчас в стране, станет известно в конце кампании, когда будут подбиты все цифры.
Текущая перепись в Беларуси считается инновационной. Кроме бумажных опросников, переписчики используют планшеты. Данные о человеке сохраняются, а затем автоматически уходят на сервер Белстата. Информация шифруется. Доступ к ней может получить только ограниченный круг специалистов. Поэтому каждый человек может быть спокоен за сведения о своей жизни – пусть и не всегда обычной и простой.