Сегодня Инне (имя изменено – Sputnik) 30 лет, она - счастливая жена и мама троих детей. А 15 лет назад она была разочарованным в жизни подростком, которого в один пасмурный осенний день сняли с балкона многоэтажки. В это трудно поверить, но в тот момент ее жизнь изменил всего один звонок в телефон доверия для детей и подростков. Психолог на другом конце провода сумела убедить девушку, что жизнь продолжается, а все проблемы решаемы.
Телефон доверия для детей и подростков работает в Беларуси уже 20 лет. О том, как изменились дети и их проблемы за это время, рассказала корреспонденту Sputnik психолог Городского детского клинического психиатрического диспансера, консультант телефона доверия для детей и подростков Наталия Лисовская.
История одного спасения
Когда Инне исполнилось 11 лет, ее родители развелись. Отец быстро женился на другой женщине, мама съехалась с отчимом – родители активно устраивали личную жизнь. В какой-то момент девочка почувствовала себя одинокой и ненужной, и это ощущение нарастало на протяжении нескольких лет. Переживания помножились на переходный возраст, и в 15 лет Инна чуть не совершила самоубийство.
"У меня было много мрачных мыслей, я ревновала родителей к их новым семьям, хотя ко мне и у папы, и у мамы было очень хорошее отношение. С виду все было в порядке, но у меня все время было плохо на душе. Был конец сентября, я училась в девятом классе и как-то после уроков вместе с подружкой пошла в многоэтажку, которая стояла рядом со школой. Мы поехали на лифте на предпоследний этаж – вроде, 17-й – там я залезла на парапет на общем балконе. Сначала пошутила, что спрыгну, хотела напугать ее. А потом поняла, что и правда могу спрыгнуть и навсегда избавиться от всех расстройств и переживаний. И внимание родителей привлечь, конечно", – вспоминает девушка.
Подруга и правда сильно испугалась и начала упрашивать Инну слезть. Но та всерьез решила спрыгнуть с балкона и уже перелезла парапет. "Наверное, вмешалась судьба, и мне повезло: на соседнем общем балконе курил мужчина, и он сразу же подбежал ко мне, когда увидел меня на другой стороне и услышал плач подруги. Он даже не уговаривал вернуться, просто подошел, сгреб в охапку и перекинул меня обратно. Я упала, после этого у меня еще неделю, наверное, большой синяк был на ноге", - поделилась она.
Ей удалось упросить мужчину не звонить в скорую и милицию. За это она пообещала, что больше не будет пытаться убить себя. "Родители ничего не узнали и до сих пор не знают о моей попытке суицида. А так было бы как в старом анекдоте: "Моня, если ты утонешь, я тебя убью", – улыбается собеседница.
Буквально через пару дней после этого случая девушка увидела на информационном стенде в школе номер телефона доверия для детей и подростков. "Сначала подумала, что надо позвонить хотя бы из любопытства. Потом начала сомневаться: боялась, что меня найдут по номеру и сдадут в психушку. Решилась набрать номер только через неделю. И не пожалела", - говорит Инна.
Всех подробностей того разговора она не раскрывает. Но после 40-минутной беседы девочке-подростку стало легче. "Пускай прозвучит банально, но я как будто тяжелый мешок со своей спины сняла. Я поняла: в моей жизни нет серьезных проблем и ничего непоправимого. А еще всерьез стало страшно оттого, что я могла в один миг лишиться всего мира или, в лучшем случае, остаться инвалидом. Наверное, впервые почувствовала ценность жизни", - признается девушка.
Инна очень благодарна тому психологу, который говорил с ней по телефону. Спустя 15 лет после попытки суицида она оценивает свой подростковый поступок как большую глупость.
"Надеюсь, женщина, которая тогда мне помогла, прочтет эту статью и увидит мое "спасибо". Я сама уже мама троих прекрасных детей, и я с самого детства учу их говорить о своих чувствах в любой ситуации, а не замыкаться в себе. Иногда я вспоминаю тот балкон, и мне страшно, что кто-то из моих сыновей может оказаться там же", - заключила девушка.
Люди на другом конце провода
В Беларуси телефон доверия для детей и подростков начал работу 1 августа 1998 года, а недавно появилась детская телефонная линия, ориентированная на тех, кто пострадал от насилия.
"По сути, телефон доверия дает возможность поговорить о проблеме со сторонним человеком анонимно, когда нет возможности самостоятельно справиться с ней или привлечь кого-то из своих близких", – рассказала Наталия Лисовская.
По ее словам, когда человек пытается рассказать другому о своей проблеме, он и для себя ее структурирует. "А если начинает ее обсуждать с профессионалом, конечно, это принимает качественно другое значение", - убеждена психолог.
Обращение на детскую телефонную линию бесплатное, а звонок на телефон доверия оплачивается по обычному тарифу городской связи. И та, и другая служба работает круглосуточно и без выходных.
"На телефоне доверия для детей и подростков и на детской телефонной линии работают дипломированные специалисты-психологи. Помимо всех необходимых психологических знаний и умений, наверное, самое главное умение для специалиста – это умение слушать, выслушивать человека. Он должен также уметь чувствовать собеседника, потому что интонации позвонившего говорят о том, в каком состоянии он находится. Когда мы разговариваем с человеком лично, его поза, движения, мимика дополняют общую картину и позволяют оценить, как он себя чувствует. А в телефонном разговоре специалист вынужден очень внимательно прислушиваться к малейшим изменениям голоса", - пояснила Наталия Николаевна.
Если бы специалисты телефона доверия воспринимали все исключительно как работу, это бы сразу чувствовалось на другом конце провода. "Все равно, так или иначе, наши специалисты это все переживают. Для того чтобы помочь разобраться с ситуацией, нам важно немножко присоединиться к тому, что происходит с человеком", – объясняет психолог.
У каждого психолога телефона доверия есть свои варианты решения проблемы профессионального выгорания.
"Есть супервизия, когда собираются специалисты и обсуждают то, что происходило, обсуждают те эмоции, которые испытывали. Так, чтобы вывести немножко из разрушения на конструктив. Кто-то любит природу, кто-то находит себе какие-то хобби, кто-то ходит на прогулки. У каждого специалиста есть что-то свое, потому что если такой отдушины не иметь, то очень быстро можно выйти из строя и просто не работать больше на телефоне доверия", – отметила специалист телефона доверия.
Никакой милиции
У психологов телефона доверия есть внутренняя инструкция, по которой они работают. "Например, наши консультанты не кладут трубку первыми: возможность решить, что разговор закончен, остается за абонентом. Задача психолога – снизить напряжение, увеличить широту восприятия мира, подвести человека к пониманию того, что жизнь продолжается, условно говоря. Но если человек хочет повесить трубку в какой-то момент, он в праве это сделать, его никто не будет отыскивать через телефонную сеть и пытаться возобновить этот разговор", - объясняет Наталия Лисовская.
Когда возникает ситуация текущего суицида, консультант берет больше инициативы на себя, он может обозначить абоненту, что делать.
"Если есть прямая угроза жизни или, например, разговаривая по телефону, ребенок ранит себя или принимает лекарства, теоретически мы можем обратиться в службу скорой помощи. Не в милицию! Но, честно говоря, за 20 лет работы телефона я могу вспомнить только одну такую историю", – говорит психолог.
Она уверяет: "Если ребенок просто хочет поговорить и обсудить какую-то свою историю, например, историю несчастной любви – у подростков такая тема достаточно актуальная – никто не будет дальше вычислять, где вы живете, выяснять, в какой школе вы учитесь. Это не задача наших специалистов. Задача наших специалистов – помочь подростку разобраться в ситуации, показать какие-то дальнейшие перспективы, убедить, что жизнь разнообразна. Банальность скажу, но не стоит бояться обращаться на телефон доверия".
По словам Наталии Николаевны, в Беларуси сейчас все, что связано с психологией и психиатрией, у населения вызывает страх. "Люди думают не о себе, а о том, что мало ли их поставят на какой-то учет. К сожалению, мы еще очень далеки от того отношения к психологической помощи, которое существует за рубежом. Поэтому все это быстро обрастает какими-то невероятными легендами", - констатировала она.
Дети изменились, проблемы остались
На телефон доверия детей и подростков обращаются достаточно часто. "Были моменты, когда и по 30 звонков в сутки поступало. А если учесть, что это не звонок длительностью в минуту, а обсуждение, это достаточно большая нагрузка на службу", - рассказала Наталия Николаевна.
Если обобщить, то чаще всего обращаются с семейными проблемами, которые касаются взаимоотношений детей и родителей.
"Также обращаются с проблемами, связанными со здоровьем и какими-то тревогами и переживаниями плана "А нормально ли это?". До того, как открылась детская телефонная линия, которая специализируется на насилии над детьми, были на телефон доверия обращения и на такую тематику", – перечислила психолог.
По ее мнению, дети за пару десятилетий поменялись, и их проблемы также немного видоизменились. "Но тематически обращения все равно остаются близкими к тем, которые были, когда только начинал работать телефон доверия для детей и подростков. Сейчас наши дети, к сожалению, очень глубоко ушли в интернет. Там они очень часто предпочитают обсудить какие-то свои проблемы и не всегда получают хорошие рекомендации от кого-то из пользователей. Наша задача – донести информацию до детей, что они могут обратиться в трудной ситуации и к нам, что выбор – за ними", – пояснила собеседница.
У подросткового возраста свои особенности. Родители уходят, как минимум, на второй план. "Казалось бы, подростки уже близки к взрослым людям, но у них все еще нет понимания конечности жизни. Они думают: "Я вот сейчас сделаю с собой что-нибудь, а потом встану из гроба и посмеюсь над тем, как вам больно из-за того, что я сделал", - отметила Наталия Николаевна.
Подростку кажется, что это своеобразная игра.
"И я надеюсь, что если перед ним в острой ситуации встанет выбор: залезть на крышу дома и рискнуть жизнью или все-таки набрать номер телефона доверия, он выберет второе. Но для этого он должен знать, что такая служба существует", – подчеркнула специалист.
Она признается, что психологи телефона доверия нечасто получают звонки с благодарностью в свой адрес.
"Пусть и редко, но такое все же бывает. Я думаю, если бы телефон доверия для детей и подростков был не востребован, он бы столько лет не существовал и такого количества обращений не было бы", – заключила Лисовская.