Ошибаются те, кто считает всех людей в мотошлемах одинаковыми нарушителями городского спокойствия.
"Байкер байкеру рознь", – утверждает мотоциклист с почти полувековым стажем.
Корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной он рассказал о том, кто такие "круизеры", куда они ездят "на дальняк" и почему мечтают стать "железной задницей".
Расслабляешься и начинаешь кайфовать
Как думаете, зачем на байке три огромных кофра?
"Когда еду с женой на слет, она берет три пары обуви и два килограмма косметики", – смеется байкер Доцент, в миру Владимир Алешкевич, кстати, настоящий кандидат наук, доцент, заведующий кафедрой спортивно-педагогических дисциплин университета им. М. Танка.
Свой никнейм он получил из-за ученой степени 25 лет назад. С тех пор в жизни доцента Алешкевича менялось многое, например, с завидной регулярностью мотоциклы, машины и… жены.
Однако восемь лет назад байкер Доцент с перебором женщин остановился, теперь меняет только мотоциклы и машины.
"Однажды встретил бывалого байкера из Канады. Ему было 74 года, и он рассказывал о своих путешествиях. Спрашиваю: а жена у вас есть? Есть, говорит. А чего она с вами не ездит? Так она уже старая, на мотоцикле не хочет. Поэтому я нашел себе молодую", – снова громко смеется Владимир, а потом добавляет уже серьезно, что, встретив Лену, понял истинный смысл выражения "близкие по духу".
"На мотоцикле все воспринимается по-другому. Когда едешь долго на машине, самые утомительные – последние сто километров, а на мотоцикле – наоборот.
На скорости больше 120-130 километров по внутренней связи ничего не слышно, телефон в руки не возьмешь, музыку не включишь. Кажется, едешь час, а прошло всего десять минут. Сначала невыносимо нудно, идет полная перезагрузка мозга. А потом расслабляешься и начинаешь кайфовать", – делится впечатлениями "близкая по духу" Елена.
Она Володе и жена, с которой на двоих шестеро детей и столько же внуков, и "боевая подруга", которая поддерживает во всех трудностях, и верный штурман.
В дороге, признаются супруги, и проблемы легче делить на двоих, и впечатления приятнее воспринимать "в четыре глаза".
На самом деле, по словам байкера, маневрировать в медленном городском потоке с пассажиром сложнее. А ведь еще и кофры полные.
В них, кроме "косметички" жены, иногда нужно вместить всю жизнь туриста: палатку, спальники, надувной матрас, портативную плитку и то, что очень хочется, чтобы не пригодилось, – дождевики.
"В этом году собрались на Балтику, а тут – дождь. И я ей так, в качестве теста: может, на машину пересядем и поедем с комфортом? А она: нет, только на мотоцикле!" – с гордостью рассказывает Владимир о жене.
Потом вместе они вспоминают, как ездят под проливным дождем, как встречные машины могут обдать из колеи с головы до ног и как порой, чтобы избежать аварии, приходится класть 400-килограммовый байк на бок.
"Нужно уметь оставаться хладнокровным и до последнего искать выход, нельзя теряться", – считает Доцент.
Была мысль получить "железную задницу"
В 16 лет Владимир сел на свой первый ИЖ "Юпитер 2", потом на "Яве" и "Минске" объехал всю Беларусь. С падением "железного занавеса" выбор "железных коней" расширился до всемирно известных брендов.
В конце 90-х у первых счастливчиков появились "ямахи", "харлеи" и "кавасаки". И они решили объединиться по своим интересам. Так появился первый в стране байкерский клуб "Iron brothers".
"Когда я вступал, там было, может, 12 членов, сейчас нас больше 70, а в Беларуси уже 17 самых разных байкерских клубов", – говорит Доцент.
У нас есть и профессиональные гонщики, и стэндрайдеры (трюкачи). Но у них другая идеология и другие маршруты. Владимир – убежденный "круизер". Это значит – любитель дальних поездок.
"Есть ребята, которые на своих очень красивых мотоциклах практически не выезжают за пределы города. Постоят в одном месте, "попонтуются", переедут на другое. Если они добрались до Минского моря, смеются, что поехали на "дальняк", – рассказывает Доцент.
Сам он, признается, в городе "тусит" редко, а максимальным для себя расстоянием считает 1100 километров в день. Если ехать быстрее, говорит, можно заработать титул, известный всем байкерам мира, "Iron Butt" ("Железная задница"), но увидеть ничего не успеешь.
"У меня когда-то была мысль получить это "гордое звание". Для этого нужно проехать за сутки 1601 км и отправить в США маршрут и чеки с заправок.
Есть люди, которые на Байкал за три дня долетают, делают три "железных задницы" подряд, вплоть до того, что едят таблетки, чтобы не спать. Для таких езда – сама цель", – объясняет Доцент.
Для "круизеров" цель – путешествие, в котором интересно все: остановиться на любимой заправке попить кофе, встретить знакомые "рожи", пошутить друг над другом, узнать, что Анжей из Польши в этот раз не приехал в Закарпатье, потому что отправился в Италию. И, конечно, увидеть мир.
"В этом году показал Лене Мальборк и Мазуры, давно хотел. Побродили по крепости тевтонцев, собираемся доехать на север Германии, посмотреть их замки", – делится планами Владимир.
Любитель истории, когда-то он разработал маршруты по всем областям "Ведай спадчыну Беларусі" и проехал по ним с байкерами, неравнодушными к родной стране.
Про "спортов" и "круизеров"
Собеседник Sputnik знает, что у многих все байкеры ассоциируются исключительно с криминальными сводками, но тем не менее утверждает, что байкер байкеру рознь.
У "круизеров", считает он, в отличие от тех, кто гоняет на "спортах", другой не только стиль езды, но и менталитет.
"Я никогда не езжу быстро, особенно с пассажиром. Разве что на обгонах на трассе могу разогнаться до 160. К тому же на большой скорости бензин заканчивается быстрее, и приходится чаще останавливаться", – говорит Владимир.
"Некоторые покупают спортивные мотоциклы, потому что это круто, а не для того, чтобы наработать технику спортивной езды исключительно на специальных трассах", – констатирует Доцент.
По его словам, спортивный мотоцикл ускоряется быстрее любого автомобиля, потому другие участники дорожного движения часто не могут реально оценить ситуацию, особенно если мотоциклист нарушает скоростной режим.
"Например, едет мотоцикл навстречу. Вроде бы смотришь – до него метров 300, но это может быть и три-четыре секунды, если у него скорость 200!" – приводит байкер одну из частых роковых ошибок.
Он рассказывает, что настоящих спортсменов в потоке на городских проспектах на заднем колесе не увидишь, а остальным "отвешивает" очередную порцию "черного" байкерского юмора:
"Сидят в баре байкеры. Молодняк со "спортов" спрашивает у солидных дядек-"круизеров": "Почему вы все время садитесь отдельно и с нами не знакомитесь?" – "А что с вами знакомиться, вы каждый год – новые".
Харлей - брутальный, но не мое это
Надо отметить, что путешествия на мотоциклах – хобби не из дешевых. Стоимость и обслуживание байка, экипировка и расходники значительно дороже автомобильных. Например, межсервисный пробег мотоцикла – всего 6-6,5 тысячи километров.
"Машина возит тело, а мотоцикл — душу, наверное, поэтому мои мотоциклы всегда были дороже моих автомобилей", – выкатывает Владимир юбилейную Honda Gold Wing.
Говорит, модель уже старая, потому и присматривает что-то из нового поколения, но бренд менять не хочет.
"Конечно, есть Harley-Davidson – самый брутальный из "круизеров", у него очень красивый двигатель, он легко тюнингуется. И я ездил на них, когда выбирал очередной байк. Но не мое", – категоричен поклонник "японца".
"Еще у нас был Yamaha Stratoliner. Шикарный, в хроме, но амортизация не очень, пятой точкой каждую ямку прочувствуешь", – приводит аргумент с пассажирского сиденья Елена.
Ей можно доверять, она проехала с мужем не одну тысячу километров. Вообще жены байкеров бывают двух категорий. Одни разделяют увлечение мужа и сами получают от езды удовольствие, другие равнодушны к дороге.
"Байкеры – люди веселые, но юмор у нас часто специфический. Например, если кто-то впервые едет на слет с женой, его можно встретить фразой: "Ну, наконец нормальную девчонку привез, а то все каких-то страшненьких возишь!" – делится Владимир суровыми байкерскими шутками.
О чем мечтают мужчины
"Это наша третья жилая комната", – смеются супруги, приглашая в свой гараж, который можно отнести к категории "о чем мечтают мужчины".
В обустроенном помещении, кроме мотоцикла, шкафы для экипировки, застеленная кровать, микроволновка и чайник на столе и семейная история в портретах и наградах на стене.
"В полумарафоне-2019 у нас бежали муж, его дочь, сын и трое внуков", – хвастается Елена.
"Для байкера главное не только наличие байка, но и желание ездить. Есть люди, которые с детства мечтали о мотоцикле, наконец, купили, проехали и решили: да ну его – дует, шумно. Лучше кондиционер, музыка, машина", – смеется Владимир, который для себя давно расставил приоритеты.
"Буду ездить, сколько смогу!" – уверенно заявляет он и говорит, что присматривает для старости какой-нибудь мотоцикл "полегче".
"Но обязательно с большими кофрами", – уточняет его любимый пассажир – жена Елена.