За экзотическим, необычным, домашним, экологически чистым товаром мы по традиции отправляемся на рынок. Может ли там ожидать покупателей подвох и кто дает гарантию качества рыночным продуктам?
Корреспондент Sputnik Тамара Зенина побывала в ветсанлаборатории знаменитой Комаровки и готова развеять некоторые мифы о работе ее специалистов и о продуктах, которые они проверяют, а мы покупаем.
Миф 1. Знающие люди могут пронести на рынок некачественный товар
В семь утра Комаровка напоминает большой автовокзал. Между десятками микроавтобусов снуют люди с тюками и баулами, грузчики катят тележки, на которых уложены сумки, ящики и поддоны.
До начала торговли еще два часа. За это время продавцы должны разложить самый лучший и самый качественный товар. И это нужно подтвердить документально. Продукты предоставляются в местную лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы №4 (ЛВСЭ №4).
Тот, кто думает, что продавец сам откладывает, или отщипывает кусочек, или вообще заранее готовит отдельный образец, глубоко заблуждается. Товар на экспертизу предоставляется (внимание!) исключительно в полном объеме!
Рассказываем, как.
Если товар вмещается на тележку, его весь везут в лабораторию. Пробы для исследования берут "по системе конверта" со всей партии, это значит, из всех углов и середины. Если чей-то товар весит до 50 килограммов, на пробу возьмут два, от 50 до 500 – три килограмма.
Если товара много и весь невозможно принести в лабораторию, то ветспециалист сам идет к машине и берет пробу уже "по системе двойного конверта", то есть с разных уровней.
Далее из общей пробы путем элементарного перемешивания выделяется объединенная или средняя. Она и станет предметом исследований.
Для пущей объективности каждому образцу присваивают номер и анализы делают вслепую, как в программе "Контрольная закупка".
Дотошный корреспондент Sputnik все-таки поинтересовался, можно ли спрятать некачественный товар на самом дне.
"Вероятность небольшая, потому что отбор совершенно случайный. Конечно, если недобросовестный продавец задастся целью утаить что-то, наверное, возможно. Просто делать этого никто не будет", – утверждает заведующая лабораторией Екатерина Дубиновская.
И она знает, о чем говорит. Практически все продавцы на Комаровке постоянные, нарабатывают себе покупателей вместе с репутацией годами и рисковать ею ради сомнительной выгоды точно не захотят.
"Я за качество своей продукции ручаюсь, у меня же свои покупатели", – подтверждает каждый из очереди, выстроившейся рано утром на экспертизу с "растишкой". Так здесь называют дары сада и огорода. Кстати, большую часть очереди традиционно составляют пинчане.
"Наши огурцы никогда не заворачивали!" – говорит Лидия из Пинского района. В руках у нее несколько пакетов с образцами урожая.
"Вот это все сейчас в машине отобрала специалист, смотрите, она все разложила: мелкие с мелкими, крупные с крупными, черные с черными", – показывает еще один гость с Пинщины Леонид несколько пакетов с помидорами.
На Комаровку в основном едут те, кого мы называем мелкими и средними производителями. Крупные везут продукцию на оптовые рынки и базы.
"Если я выставлю на эти помидоры цену 50 копеек, то заберут и полтонны, а если поставлю полтора рубля, все вряд ли распродам. А мне нужно их сбыть, потому что дома ждет следующая партия", – объясняет свою ценовую политику Леонид.
Он тоже ручается за качество своей продукции и приводит железный аргумент: "Мой трехлетний внук их очень любит".
Миф 2. Лабораторию заваливают образцами продуктов – лаборанты могут не завтракать и не обедать
Лаборант 1-й категории ЛВСЭ №4 Елена Евдоковец ловко зачерпывает ложкой творог из каждой выставленной перед ней корзины.
У Натальи из Вилейки сегодня их аж пять. Еще масло, сметана и две коробки сыра.
"Все домашнее, свежее, вчера целый день готовила!" – нахваливает свой товар хозяйка.
Но и без ее рекламы при виде этой "скатерти-самобранки" текут слюнки. Проверяя продукты на органолептику, ветспециалист обязан все попробовать, но глотать не имеет права. Даже если очень вкусно.
Елена Евдоковец перемешивает полную миску творога, затем откладывает для исследований среднюю пробу, а остальное возвращает продавцу.
Молочную продукцию проверяют на жирность, кислотность и радиологию. Каждый анализ – это многоступенчатое исследование. Например, для того, чтобы определить кислотность, нужно всего 10 граммов творога. Его смешивают с дистиллированной водой и фенолфталеином, потом помещают в колбы, затем титруют едким натром, считают деления, умножают по формуле…
А после ветспециалист Евдоковец с двадцатилетним стажем отмечает то, что еще перед всеми этими манипуляциями определила на вкус, – кислотность в норме.
Повышенная кислотность – признак неправильного хранения молока. Это основание для отказа. Такой продукт не должны продавать на Комаровке.
Мясо: говядину, свинину, телятину – в местной лаборатории не исследуют, проверяют документы, с которыми оно попадает на рынок с перерабатывающих предприятий.
Миф 3. Нитраты в помидорах можно определить на глаз по цвету разреза
Овощи для исследований чистят и режут так же, как на салат, правда, берут от каждого только по четвертине. А потом на блендере делают смузи.
После массу помещают в магнитный размешиватель – там жидкость находится в постоянном движении. Зеленая воронка из "воды", кажется, может загипнотизировать.
Главный враг урожая – нитраты. Их количество и выясняют в первую очередь. Содержание нитратов зависит от количества внесенных азотных удобрений, причем не важно, были это химические или органические удобрения.
Соли азотной кислоты содержат и одни, и другие. Оказывается, и навоз, и куриный помет по огороду нужно уметь разбрасывать равномерно, иначе овощи, выращенные даже в самых экологически чистых условиях, на Комаровку не пустят.
"Традиционно количество нитратов больше в ранних культурах или же выращенных в закрытом грунте. В этом году приходилось возвращать партии нитратных кабачков, картошки, свеклы. Но все это было в начале лета. В конце лета и осенью все и так хорошо растет, дополнительной подкормки не требуется, потому и случаи возврата единичные", – объясняет лаборант ЛВСЭ №4 Оксана Гиро.
В ответ на вопрос, можно ли определить количество нитратов на глаз или на ощупь, все сотрудники лаборатории улыбаются.
Тот самый белый стержень на разрезе помидоров, по цвету которого многие пытаются "установить" количество нитратов, всего лишь необычный цвет одного из множества современных гибридов.
Это раньше помидор на столе источал аромат на всю комнату и уже к вечеру становился мягким. Сейчас многие томаты не имеют ни вкуса, ни запаха. Зато могут храниться неделями. Но даже это не говорит о том, что они нитратные.
"Теперь постоянно выводят новые сорта разных овощей, с более длительным сроком хранением, определенных форм, размеров, с другими качествами, которые превалируют над вкусовыми. Но на количестве нитратов это не отражается, а определить их уровень можно только путем анализа", – развеивает миф заведующая лабораторией Екатерина Дубиновская.
Сотрудники лаборатории по пальцам одной руки перечисляют продавцов, которые и сегодня приносят на экспертизу огурцы, помидоры, петрушку с настоящим запахом, вызывающим ностальгию.
Пора сделать гастрогид по Комаровке с указанием мест, где все еще можно найти "продукты из прошлого"…
Миф 4. Пчеловоды разводят мед сахарным сиропом, чтобы увеличить объем
Пенсионерка из Минска однажды принесла в лабораторию аж трехлитровую банку меда, которую ей услужливые продавцы доставили прямо на дом. Бабушку насторожило то, что после того, как она перелила мед в другую банку, он "вдруг перестал пахнуть".
Оказалось, в банке у бабушки был сахарный сироп, покрытый тонким слоем меда.
"Даже если в мед подмешано совсем немного сахарного сиропа, при исследованиях это обязательно выявится. В продукте будут не кристаллы цветочной пыльцы, а кристаллы сахара", – констатируют специалисты.
Сотрудники лаборатории не припомнят случая, чтобы пасечники, которые постоянно продают свой мед на Комаровке, принесли некачественный продукт.
"Мед" из сахарного сиропа, как правило, приносят проверить люди, купившие его у случайных продавцов.
Кроме цвета, вкуса, аромата и консистенции, мед исследуют на кислотность, влажность, наличие пыльцевых зерен, радиологию.
В октябре вызывает подозрение жидкий мед. Настоящий к этому времени должен кристаллизоваться. "Правильный" мед – однородный и не расслаивается.
Основной показатель натуральности и зрелости меда – диастазное число. Чем оно выше, тем лучше мед. Но высчитать это число можно только в лаборатории, никакие капельки йода не помогут.
"Если мед жидкий, значит, с ним что-то не так. Возможно, его разогрели, тогда показатели будут совсем другими. В зависимости от температуры мед утрачивает пищевую и целебную ценность", – отмечает ведущий ветврач ЛВСЭ №4 Лариса Черноморова.
В лабораторию мед приносят в большой таре и только после окончания исследований его там же разливают в баночки для покупателей. Кстати, копия талона с результатами исследований и печатью врача как удостоверение качества должна быть на каждой упаковке.
Миф 5. Радиационные грибы или ягоды можно незаметно подмешать к безопасным
В лаборатории на Комаровском рынке проверить дары леса на содержание цезия может любой желающий. Услуга платная, обойдется в 3,60 рубля с выдачей протокола.
"Однажды нам принесли грибы с содержанием цезия-137 9000 беккерелей на килограмм при норме 370!" – вспоминают ветспециалисты.
Принцип исследования грибов и ягод на радиацию тоже точечный, для пробы отбираются образцы из всей партии, из каждого ящика, прикрыть "фонящие" ягоды "чистыми" не удастся.
"В этом сезоне на прилавки не допустили 13 партий грибов и две партии лесных ягод, клюквы и черники. Практически вся продукция была привезена из Гомельской области", – констатируют специалисты лаборатории.
По правилам загрязненные продукты обязаны утилизировать, и это иногда приводит к недопониманию с хозяевами товара.
Последние настаивают на возврате, мол, отдайте, сам съем.
"Иногда и милицию приходится вызывать, чтобы конфисковать опасный товар", – признаются в лаборатории.
Напоследок специалисты развеяли еще один миф. В течение дня подвезти или поднести на рынок некачественный товар, минуя лабораторию, не удастся.
"По рынку все время ходят контролеры самой Комаровки, и наши специалисты также могут подойти к любому продавцу и проверить товар, объем и документы", – уверяет заведующая Екатерина Дубиновская.
Кстати, если товар или продавец вызывает подозрение у кого-то из покупателей, свои вопросы тоже можно задать специалистам лаборатории.