Сегодня 50-летие отмечает не только Белорусский государственный ансамбль "Песняры" – отмечают многие замечательные музыканты, которые в разные годы работали под началом легендарного Владимира Мулявина, его соратники, его дети, его многочисленные поклонники. Сегодня я не буду взвешивать, кто из последователей легендарного Народного артиста наиболее "песнярист", кто из них действительно внес весомый вклад в творческую сокровищницу ансамбля, а кто эксплуатировал бренд и просто пытался и пытается на нем заработать. Сегодня интересно порассуждать о том, как образ белорусского "песняра" соотносится с текущим временем, насколько он востребован в эпоху либеральных ценностей и глобалистических подходов к тому, что ранее называлось эстрадным искусством.
Белорусы не очень любят своих артистов. Нашим типичным трендом является "ругай свое, люби чужое". Приезжим, раскрученным, известным мы отдавали всю свою любовь, лучшие гримерки за кулисами и дарили самые свежие цветы, но и это уже, кажется, прошло.
Количество различной музыкальной информации приблизилось к критической массе и стремительно обесценивается, ценность артиста как носителя некого уникального таланта стремится к нулю, на плаву сегодня лишь мировые звезды, более-менее на плаву приближенные к власть имущим, да иные сумасшедшие, готовые лично разносить по офисам билеты на свои концерты. Артисты идут на все, чтобы хоть как-то пробудить к себе зрительский интерес, вплоть до использования ненормативной лексики (это, кстати, почему-то работает!). Концертная жизнь еще как-то плещется в столице, трепыхается в областных городах и уже практически "дала дуба" на периферии. Никого ничем не удивишь, не воодушевишь, не заманишь. Мир ушел в наушники гаджетов и разбежался по маленьким квартиркам собственных пристрастий.
Но вернемся к "Песнярам"
За 50 лет музыка ансамбля переживала разное. В 70-х, в эпоху расцвета жанра ВИА, приходилось постоянно заниматься музыкальным изобретательством – коллективов было мало, народ и худсоветы, которые его представляли в государственных органах идеологии и культуры, были строги и требовательны. Они постоянно хотели от коллективов новых песен, исполняемых на высоком художественном уровне, излучающих добро и позитив, воспитывающих хороший вкус, а уж если они попадали на ТВ, то гарантированно становились всенародно любимыми хитами.
Именно так взошли "Песняры", а победа на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1970-м окончательно укрепила замечательный коллектив на музыкальном Олимпе СССР. Началось "золотое" десятилетие "Песняров", к концу которого зритель видел на сцене ансамбль-божество, артисты которого, пройдя огонь, воду и медные трубы, олицетворяли и символизировали собой высшую степень мастерства, профессионализма и вкуса, неповторимость и уникальность слияния не только вокальных тембров, но и народной и современной стилистики, столь уместной и созвучной тому времени, героем которого был отнюдь не продвинутый потребитель, а человек-творец, созидатель, трудяга. Контр-герой того времени спекулянт-фарцовщик казался скорее неким борцом невидимого фронта, носителем легкого романтизма, идеологически безобидным. Он тоже вполне себе вписывался в песняровскую эстетику, органично сосуществуя в одном культурном пространстве со своими покупателями.
Но судьба ничего не дает навечно. Пришли 80-е, привнеся на сцену первую автоматизацию в виде секвенсеров, с которыми "Песняры" еще как-то уживались, затем грянуло массовое увлечение тяжелым роком, а далее "перестройка" внесла коррективы в виде "Ласкового мая" и ему подобных, и настоящие, профессиональные коллективы уже просто легли на грунт... "Песняры" тоже пытались реагировать на веяния смутного времени, обретая то лик рок-группы, то залихвачество казачьего ансамбля, то становясь на рельсы джаза, но было совершенно очевидно – пришли трудные времена...
И вдруг наступила пора массовой ностальгии! Вчерашние молодые люди стали успешными бизнесменами и потому могли себе позволить пригласить на корпоратив кумиров детства и юности. Артисты ВИА, и "Песняры" в том числе, облегченно вздохнули: ну, наконец-то!
И вновь судьба, которая ничего не дает навечно, поставила коллектив на грань выживания.
В то время от Мулявина уже "отпочковались" "Белорусские песняры", однако главной бедой стала авария, в которую попал основатель ансамбля. Владимир Георгиевич мужественно сражался с ее последствиями, но тяжелые травмы и пневмония лишили ансамбль их создателя и бессменного лидера...
А зритель, хоть и стал старше, но по-прежнему хотел видеть и слышать "Песняров" как символ своей молодости, как культурно-нравственную опору.
Руководством Беларуси было принято решение продолжить историю ансамбля в молодых лицах, дать шанс новым артистам и еще не старым зрителям понять друг друга, тем самым увековечив память о Владимире Мулявине, живым памятником которому должны были стать "Песняры", как явление обновляющееся, устремленное в будущее, но при этом сохраняющее преемственность и стиль.
Сегодня перед государственным коллективом стоит очень непростая задача – взрастить своего, молодого зрителя. Найти способ достучаться до него, отвлечь от ложных ориентиров, предложить понятную и привлекательную музыкально-поэтическую идею, нащупать в обществе взрослеющий запрос на нашу самость и попытаться расширить ареал своего творческого присутствия. Пройдут юбилейные концерты – и ансамблю, и его художественному руководителю Роману Козыреву, который отдал коллективу 16 полных лет, придется ежедневно решать эту задачу, решать и помнить, что судьба ничего не дает навечно...