Герои живы, пока их помнят: зачем РФ блокбастер о Пушкине и разведчике Цое

© Sputnik / Дмитрий Елисеев Виктор Цой и группа Кино
Виктор Цой и группа Кино - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Виктор Мараховский наблюдает, как в США штампуют супергероев и даже из легенды рок-музыки Элвиса Пресли делают спецагента. И констатирует: России такое супероружие в борьбе за умы тоже бы пригодилось.

Флагман мировой масс-культуры Netflix анонсировал анимационный сериал о тайной жизни Элвиса Пресли. Для всего мира певец был простой суперзвездой, но втайне работал суперагентом правительства США (непонятно только, ЦРУ или АНБ).

Режиссёр Фёдор Бондарчук - Sputnik Беларусь
Бондарчук хочет снять фильм о спасенном в кукурузе самолете

Сериал будет называться "Агент Король", в его создании принимала участие Присцилла Пресли (экс-супруга исполнителя). По ее словам, Элвис был бы в восторге, он "с детства мечтал быть шпионом".

Что тут стоит отметить.

В чем-то американской поп-культуре можно позавидовать. "Суперизация" реальных персонажей некогда практиковалась во всех странах — вспомним наших богатырей, тоже созданных на основе исторических личностей. Но у нас (а также в Европе и в Азии) эта способность раскачивать настоящих людей до супергероев была утрачена, а американская культура сохранила ее и даже развивает.

При этом американская публика, конечно, всегда сознавала, что их "суперы" – клоунада. Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь всерьез верил, что полковник Дэвид Крокетт катается на крокодиле, а ковбой Пекос Билл — на урагане (точно так же, как едва ли кто-то всерьез когда-либо надеялся на прилет Супермена в синих трусах поверх красного трико). Легко понять, что и "Элвис-суперагент" для современного американца будет такой же игрой.

Так вот: эта игровая вера, способность отключать серьезные щи и окунаться в шоу — пожалуй, сильная сторона американской аудитории. Представим себе, что у нас анонсирован сериал о суперразведчике Высоцком, выбирающем себе преемника и находящем его, скажем, в ленинградском пареньке Цое. Количество гневных граждан, которые начнут яростно разоблачать кощунственную задумку, тут же пойдет на тысячи.

Кадр из фильма режиссера Валерия Тодоровского Стиляги - Sputnik Беларусь
Современное российское кино: фильмы, за которые не стыдно

Собственно говоря, не нужно даже фантазировать. Просто вспомним реакцию Гневных Хранителей на художественный фильм "Т-34". Создатели позволили себе лишь немного осупергероить советских танкистов (которые и так были герои), добавить их легендарному танку чуть-чуть непобедимости, а всей истории — приключенчества, плюс врубили хэппи-энд. Фильм тут же массово обвинили в том, что он:

- обесценил подвиг советских солдат;

- обесценил саму Великую Отечественную и ее трагизм;

- обесценил страдания жертв концлагерей;

- обесценил вообще все, надругался надо всем и все оболгал.

С такой армией хранителей мрачности, боюсь, веселых приключений суперагента Цоя мы еще долго не увидим. Собственно, уже то, что у нас, несмотря на нее, появился фантазийный Гоголь, охотник на нечисть — можно считать маленьким чудом.

Но самое интересное тут другое.

Штука в том, что сейчас, в разгар XXI столетия, вес "игровой", легендарной реальности становится снова крайне велик — и она вновь перевешивает реальность физическую.

Лидер рок-группы Кино Виктор Цой - Sputnik Беларусь
29 лет без Цоя: факты из жизни лидера "Кино"

Коротко говоря, исторически последние пару тысяч лет шла непрерывная борьба за единую для всех версию реальности. Ее вела с язычеством христианская цивилизация, истреблявшая не столько язычников, сколько их многочисленных божеств и суеверия. Ее вели с христианством и зороастризмом мусульманские халифы. Ее вели с любой религией французские просветители и их наследники-революционеры. Верх в обществе обычно одерживал тот, кто захватывал центры производства реальности — храмы, библиотеки, школы, типографии, редакции. Или по меньшей мере контроль над ними.

А потом пришел интернет. Вся система "психической действительности" получила сильнейший удар. Вместо ограниченного и поддающегося контролю списка центров, где производилась реальность, их явились сотни тысяч и миллионы. Причем явились по историческим меркам мгновенно.

Сейчас мы наблюдаем эффект этого явления. Мы видим бескрайний и ежедневно распухающий океан сообщений, картинок и версий, в котором ничто не задерживается надолго — но и ничто не пропадает окончательно. Мы видим, как в нем всплыли и вполне цветут островки самых диких мировоззрений и версий действительности. И мы видим, как сама грань между игровой и как бы серьезной реальностью плавится и течет, потому что монополии на действительность уже ни у кого нет.

У кого есть знакомые преподаватели — поинтересуйтесь, сколько раз за последние десять лет они слышали от юношества, что Гитлера в кинотеатре расстреляли.

Так вот: этот инфоокеан с его враждующими островками — в сущности, то самое язычество, с которым тысячи лет билась цивилизация. Многобожие — это в переводе на наш язык понятий множественность представлений о реальности. То есть множественность моралей, историй и вообще миров. И чем больше этих островков, и чем дольше они развиваются — тем более они самодостаточны. И тем меньше возможностей понять друг друга остается у жителей планеты. И даже у жителей одной страны.

Кинорежиссер Светлана Дружинина, архивное фото - Sputnik Беларусь
Режиссер "Гардемаринов-4" рассказала подробности о новом фильме

И в этой ситуации вопрос поддержания хотя бы какой-то "единой реальности", хотя бы минимально пригодного для взаимопонимания единого языка понятий — становится вопросом стратегическим. А мегапроекты, создающие общее пространство понятий для миллионов, становятся современным супероружием.

И да, можно ржать над тем, что Америку скрепляет в единое понятийное пространство армия либо совсем вымышленных, либо "дофантазированных до неузнаваемости" супергероев.

Но любые настоящие герои живы, пока о них помнят. А значит — чтобы наших реальных титанов помнили хотя бы через 30 лет, чтобы они не оказались тенями на фоне живущих полнокровной жизнью спайдерменов и элвисов-агентов — о них уже сегодня нужно усиленно напоминать. Причем так, чтобы их действительно запоминали.

Есть мнение, что этой цели проще добиться, сделав блокбастер о Пушкине или игру о танках, чем нудно упрекая Поколение ЕГЭ. То есть нудеть, конечно, проще и лучше для самооценки. Только толку никакого.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Полную версию материала читайте на РИА Новости

Лента новостей
0