Семь лет назад во время визита Александра Лукашенко в Гомельскую область семиклассник сельской Руденской школы под Мозырем Гриша Слива подарил ему модель российского фрегата XVII века.
Сейчас этот корабль занял достойное место в одной из экспозиций Национального исторического музея Беларуси. Корреспондент Sputnik Тамара Зенина нашла автора модели и узнала о том, как сложилась его судьба.
"Мне показалось, что мы давно знакомы"
"Перед той встречей я очень волновался, успокаивал сам себя, но это не помогало. Еще более волнительно стало, когда президент появился в помещении и начал что-то говорить.
Но когда он подошел ко мне и обратился, мне вдруг показалось, что мы с ним давно знакомы, все волнение прошло мгновенно, настолько быстро он может расположить к себе", – вспоминает Григорий Слива знаменательную встречу.
Говорит, что Александр Лукашенко показался ему очень уверенным в себе человеком.
"Он мне сказал: "Ты, наверное, Григорий, будешь кораблестроителем?" Я ответил, что, конечно буду", – рассказывает молодой человек.
Кораблестроителем он не стал, хоть и обещал президенту. Но профессию выбрал не менее важную и нужную – пожарный спасатель.
В день нашей встречи выпускник факультета "Предупреждение и ликвидация ЧС" Гомельского машиностроительного колледжа как раз относил документы в пожарную часть Мозыря. В город семья переехала из Рудни в том же 2012 году.
"Вообще я хотел стать военным, но недобрал пару баллов по ЦТ, чтобы пройти в Военную академию. Тогда вспомнил детскую мечту и пошел в спасатели", – улыбается Гриша.
Почти ювелирная работа
Корабли Григорий Слива больше не строит, но квартира, где живет с родителями и братом, все равно похожа на музей. Каких только моделей здесь нет!
"Вот ладьи викингов, самые простые, с них все начиналось, эта одного сына, а эта второго – Гриши", – показывает мама Светлана начало семейной экспозиции.
Именно она и стала главным учителем и вдохновителем сына, потому что сама строит корабли уже много лет.
"Шпангоуты, киль, бушприт, фок-мачта, грот-мачта, фальшборт", – перечисляет со знанием дела термины, которые редко услышишь от женщин, Светлана, демонстрируя очередной рукотворный шедевр.
Однажды на выставке она увидела парусник и попросила объяснить, как такой можно сделать.
"Мне сказали, что это очень сложно, что научиться этому самостоятельно невозможно. А раз невозможно, значит, я захожу в интернет, беру специальную литературу – и уже через год представляю первых учеников на выставке", – удивляет решительностью Светлана Слива.
По образованию она учитель физики и трудов у мальчиков, но уже много лет руководит объединением по интересам "Стендовый моделизм" в Мозырском Центре технического творчества детей и молодежи.
Начинала в кружке судомоделистов, который работал от Центра в школе в агрогородке Рудня. Именно там ждали президента весной 2012 года и очень хотели удивить.
Уже тогда об учениках Светланы Сливы знали далеко за пределами Мозыря. Они регулярно побеждали и в республиканских, и даже в международных конкурсах. Одним из самых старательных оказался сын Гриша. Его "Виктория" понравилась больше всего. Ее и решено было подарить высокому гостю.
"Это была модель фрегата, который охранял границы России в Черном море. Его постройка была начата 22 марта 1719 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе. На воду корабль был спущен 27 июля 1721 года", – рассказывает автор работы.
Он делал этот корабль три года в свободное от уроков и спортивных занятий время. Тяжелее всего, признался, было натягивать ванты и делать паруса, дольше всего – обкладывать корпус шпоном.
"На корпус всегда уходят месяцы, почти ювелирная работа", – говорит Григорий.
Алые паруса и лобзик с дрелью
"Сейчас в моей группе шесть девочек и шесть мальчиков. При этом девчонки строят корабли ничуть не хуже! Разве только они чаще выбирают паруса не привычных белого или черного цветов, а алые", – улыбается Светлана.
Кстати, паруса из мокрого шелка – самая затратная часть производства корабля. Остальное: шпон, капроновые нитки, клей, фанера – считай, подручные средства.
"Мы стараемся, чтобы процесс создания корабля не был затратным для родителей. Например, чтобы получить фанеру, разбираем ящики из-под фруктов", – делится подробностями преподаватель.
Зато порой на выставках, по ее словам, за готовые изделия предлагают немалые суммы.
"Если родители соглашаются, мы продаем работу", – говорит учитель.
Светлана считает нормальным, когда ее ученики монетизируют свой труд.
"Один мой выпускник продал свои корабли и купил мотоцикл", – рассказывает педагог.
Она отмечает, что моделисты осваивают и черчение, и начертательную геометрию, и математику, и физику, а заодно увлекаются историей, потому что, защищая модель, должны рассказать о прототипе.
Многие выпускники судомодельного кружка поступают в специализированные вузы, остальные с полным набором технических навыков тоже не останутся не у дел, уверена преподаватель.
"Пока делал корабли, научился работать лобзиком, дрелью – многими инструментами так, что потом и дома помогал делать ремонт, и даже зарабатывал этим", – похвастался Григорий.
Достаток в дом и хорошая работа
Говорят, сегодня в кабинете у каждого руководителя есть свой корабль. И это не дань моде.
"Корабль – символ удачи и движения вперед к намеченной цели. Именно это мы и хотели пожелать нашему президенту", – объясняют мать и сын Слива.
Они всецело верят в морские приметы, поэтому во многих суднах в этом доме обязательно есть монетки.
"Если положить в торговое судно монетки и поставить кормой к двери, а нос развернуть в дом, то придет достаток, а вы или ваш муж найдете хорошую работу", – утверждает Светлана Слива не как прорицатель, а как судомоделист.
Ну а если хорошая работа у вас уже есть, а мужа все еще нет, на этот случай всегда имеются алые паруса, делится она еще одной профессиональной приметой.