Аудиокниги по утрам, кино и чтение вечером. У 20 обитателей ЛТП-5 в Новогрудском районе, свой особый режим. Они участники пилотного проекта комплексной медицинской реабилитации граждан с синдромом алкогольной зависимости. Проект обкатывают уже год в двух лечебно-трудовых профилакториях страны – мужском ЛТП №5 и ЛТП-9, где содержатся женщины.
Для участников проекта созданы соответствующие условия, к ним ощутимо больше внимания. Но от них и требуют больше. Помимо обязательной "промки" – работы на промышленной зоне, они должны работать и над собой – самостоятельно (читать, слушать, думать) и вместе со специалистами.
Нынешняя группа в "пятерке" уже вторая. Первую досрочно выпустили в январе. Традиционно граждан направляют в ЛТП на год, но при соблюдении ряда условий – отсутствии взысканий, добросовестном отношении к труду – срок нахождения в учреждении могут сократить. Участники проекта – 20 человек – не подвели, и все вышли уже через полгода.
Но главное – около половины из тех первых "выпускников" за следующие шесть месяцев на свободе не наделали глупостей, не пьют. О том, как работает новый метод и насколько широко он может применяться, корреспондент Sputnik Вера Дашкевич пыталась разобраться на месте.
Во второй набор выстроилась очередь
Всех вновь прибывших в ЛТП на две недели определяют в карантин, с ними общаются медики – если есть необходимость, снимают симптомы болезненных состояний, обследуют, тестируют. На этом этапе части вновь прибывших и предлагают поучаствовать в пилотном проекте.
"Мы стараемся в эту группу брать граждан, которые впервые направлены в ЛТП, желательно, чтобы у них не были утеряны родственные связи, чтобы была семья, чтобы не было судимостей или судимости незначительные. И должна быть самомотивация, потому что он пишет согласие на участие в данном пилотном проекте", – рассказывает временно исполняющий обязанности начальника ЛТП №5 УДИН МВД по Гродненской области Алексей Шигала.
Из общего числа попавших в ЛТП "новички" составляют около половины. Еще четверть уже имеют за спиной опыт пребывания в лечебно-трудовом профилактории, некоторые попадают сюда и третий, и четвертый-пятый раз.
Из "новичков" в проект отбирают тех, кто в ходе тестирования демонстрирует готовность меняться, обладает, как говорят местные специалисты, средним или высоким реабилитационным потенциалом.
"С высоким, честно скажу, мало таких граждан, может, один или два было в группе. В основном участники проекта демонстрируют средний реабилитационный потенциал", – говорит Шигала.
Суть помощи, которая оказывается в рамках проекта, в комплексном подходе. Помимо стандартных для ЛТП трудотерапии и воспитательных мероприятий о вреде алкоголя, с участниками активно занимаются психиатр-нарколог, психотерапевт и психолог.
Но главное – от самих граждан ждут активного участия. Они должны откликаться на работу специалистов, в частности, вести дневник самонаблюдения настроения – описывать, что с ними происходит.
"Когда год назад формировали первую группу, сложности были. Не то что не хотели идти – но шли с опаской. А уже когда вторую группу в феврале набирали, образовалась даже своеобразная очередь. Потому что у них немного отличаются условия для проживания... Им вроде и больше внимания уделяется, но с другой стороны, и режим другой: они проснулись, могут полчаса лежать на кроватях и слушать аудиотерапию", – рассказывает Шигала.
Лучшие условия
Участники проекта живут отдельно от остальных. Внешне помещение не отличается: кровати в два яруса, тумбочки, табуретки. Единственное ощутимое отличие – музыкальный центр, который каждое утро включают – в рамках аудиотерапии.
Еще у них есть отдельная комната воспитательной работы с большим плазменным телевизором – такого нет ни в одном отряде. Телевизор смотрят два раза в неделю – в рамках фильмотерапии участникам проекта показывают рекомендованные разработчиками программы документальные и художественные фильмы.
Кроме того, они должны читать, общаться с психотерапевтом и психологом, посещать всевозможные воспитательные мероприятия и полезные встречи с представителями центра занятости, милиции, общественности. Причем не просто посещать, а активно участвовать в диалоге.
"Если взять общую массу граждан на похожих встречах – им неинтересно. Когда еще освободятся? Через год? – "Ну и хорошо, мне еще долго, я еще об этом не думаю". А данной категории граждан мы уже на первоначальном этапе внушаем, что с первого месяца необходимо строить будущее. И они идут на эти встречи подготовленные, некоторые со списком вопросов", – рассказывает вриод начальника ЛТП.
"Ежедневно у них аудиотерапия. Два раза в неделю фильмотерапия, два раза в неделю чтение литературы. Помимо того, дважды в неделю предусмотрена работа с психиатром-наркологом или сейчас уже будет с психотерапевтом, ежедневно – с начальником отряда и дважды – с психологом. Мы стараемся составить расписание таким образом, чтобы человек был постоянно занят", – рассказывает врач психиатр-нарколог Алексей Чубрик.
Но все эти дополнительные активности: фильмы, книги, общение с психотерапевтом, психологом и полезные встречи – отнесены на вечер. Днем, как и все обитатели ЛТП, участники проекта должны трудиться. Хотя подход к трудотерапии в их случае также был скорректирован.
Трудотерапия как лекарство
Подъем у участников проекта так же, как и у всех – в 05:30, проверка, полчаса аудиотерапии, завтрак и – на работу. С 08:30 до 16:30 с перерывом на обед участники проекта задействованы на деревообрабатывающем производстве учреждения, делают, к примеру, корзинки.
Трудотерапию здесь рассматривают как один из методов лечения. Но сам подход к выбору занятия в случае участников проекта был также скорректирован.
"В обычном режиме трудотерапия – это скорее способ восстановить профессиональные навыки. Как рефлексотерапия она оказывает лечебное воздействие: работает мелкая моторика – восстанавливается мозг. Но здесь это применяется целенаправленно: делается набор психологических тестирований и методик, устанавливается тот объем и тот характер работы, который должен выполнять именно этот пациент", – рассказывает заместитель начальника учреждения по лечебно-профилактической работе, главный врач Андрей Бойко.
Он объяснил, как это работает.
"Если тест показал, что мотив потребления алкоголя – истинный адиктивный – значит, такому человеку положен индивидуальный несложный ручной труд. В процессе такого труда идет восстановление личностных особенностей, утраченных в процессе заболевания. А если человек начал употреблять спиртное из-за того, что у него нарушены коммуникативные функции, то в этом случае ему показан коллективный труд. Такая форма труда обучает его коммуницировать без допинга", – пояснил главный врач ЛТП.
Еще одно принципиальное отличие медицинской помощи, которую получают участники проекта, в том, что она направлена на их основное заболевание – синдром зависимости от алкоголя.
"Основная помощь – психотерапевтическая. Все остальное медикаментозное лечение, которое применяется в ЛТП, оно же симптоматическое, направлено на снятие состояния интоксикации, снятие состояния отмены. Но синдром зависимости требует психотерапевтической помощи. До проекта этот компонент не был сформирован, не было структурированности. И это большой шаг…" – говорит врач психиатр-нарколог Алексей Чубрик.
Все участники проекта системно работают с психиатром-наркологом и психотерапевтом. Кроме того, посещают групповые и индивидуальные занятия с психологом.
"Мы с ними запускаем совершенно иной механизм, глядя на проблему. У нас предусмотрено 11 занятий в составе групп, и еще работаем индивидуально. Зачастую они обращаются по вопросам, как наладить отношения в семье, как избежать конфликтов, как поддерживать отношения с родственниками. Мы с ними обсуждаем и довольно бытовые проблемы, помимо того, что убеждаем, что алкоголь – это очень плохо", – рассказывает о своей части работы начальник отделения психологического обеспечения Виктор Бутурля.
Дневник и "домашка"
Социальная реадаптация участников проекта – зона ответственности начальник отряда. Он организует воспитательное воздействие, полезные встречи, проводит сеансы аудио- и фильмотерапии, напоминает о необходимости читать.
Содержимое всех этих приятных терапий, недоступных пока большинству обитателей ЛТП, разрабатывали и рекомендовали для использования специалисты РНПЦ психического здоровья.
И аудиокниги, и фильмы условно разбиты на три блока. Содержание первого включает книги и видеоролики из серии "как не пить" и должно поспособствовать формированию трезвого образа жизни. Во второй блок включен мотивирующий контент, в третий – образовательный и культурно-просветительский. В рамках этого блока участникам проекта демонстрируют художественные фильмы – военную драму "По соображениям совести" или историю мальчишки из детского дома, ищущего своих родителей "Август Раш", а также ставят Ремарка с Хемингуэем в аудиоформате.
"Расчет такой, что сначала человеку надо дать понять, что у него есть проблема, есть зависимость. Потом расчет на то, что с этим надо что-то делать – нужно менять, а для того, чтобы поменять, нужна какая-то мотивация – мотивация на лучшую жизнь", – объясняет врач психиатр-нарколог Алексей Чубрик.
"Во-первых, просто отвлекаешься. Тут одно и то же: "промка", работа… тут ничего не меняется, а тут смотришь фильмы, размышляешь, думаешь", – делится впечатлениями от участия в проекте Владислав.
Он строитель, житель Слонима, в ЛТП в первый раз. Говорит, "хватило супруге два раза вызвать милицию, а в третий раз пройти с бутылкой пива по улице". Аудиотерапия тоже не раздражает. Из прослушанного особенно впечатлил Ремарк.
"Это нам всем понравилось. Первый раз не дослушали, потому что надо было идти на работу. Нам было интересно, что этот Равик дальше сделает, чем дело закончилось", – признается Владислав.
Он ответственно с самого первого дня ведет дневник самонаблюдения настроения. Описывает свое впечатления и эмоции от увиденного и услышанного. Формальных отписок за год действия проекта, признаются специалисты, было не так уж и много.
"Бывают, конечно, и формальные отписки, но мы говорим, чтобы переделали… Просто некоторые не совсем понимают, что от них требуется, начинают просто пересказывать, а нам важны эмоции, обратная связь, что возникло, что запомнилось, почему… Но должен сказать, что к концу проекта вовлеченность возрастает, потому что человек понимает, что от него хотят, начинает понимать свою проблему", – говорит врач психиатр-нарколог Алексей Чубрик.
Неисправимых формалистов и нарушителей режима из проекта исключают. В первом выпуске таких было трое. Несколько человек сошли с дистанции и во втором наборе. Но большинство справились и готовятся – так же досрочно – вернуться в обычную жизнь.
"12 человек уже положительно рассмотрены комиссией ЛТП на предмет сокращения срока принудительной изоляции. Состоялся суд, и 7 августа они будут освобождены. Оставшиеся 8 человек также будут предоставлены на комиссию по сокращению срока", – рассказывает временно исполняющий обязанности начальника ЛТП №5 ДИН МВД по Гродненской области Алексей Шигала.
Предварительным результатом довольны
Все собеседники Sputnik сошлись во мнении, что могут оценить первые результаты работы пилотного проекта положительно. Стойкость ремиссии "выпускников" по сравнению с остальными гражданами, отбывшими срок в ЛТП, ощутимо выше.
"Если общий процент эффективности по учреждению составляет от 21 до 23%, то по группе – 45%. Но это по итогам 6 месяцев. Судить о стойкости ремиссии возможно только через год. Это такой промежуточный результат, но он тоже хороший", – говорит главный врач Андрей Бойко.
Но даже если срыв и случится, рассчитывают специалисты, у участника проекта на руках уже будут навыки и знания, что делать и куда идти, чтобы выйти из болезненного состояния.
"Задача этого комплекса реабилитации не заключается в том, что мы должны их вылечить, это неправильная постановка вопроса. Правильнее говорить о том, что мы открываем им новую дорожную карту, говорим: да, возможно, у вас будут эти срывы, но вы уже знаете, куда обратиться. Это важно. Они уже чувствуют, когда у них будет этот срыв, и чтобы не налить в очередной раз стакан зелья, они могут обратиться по месту жительства к наркологу. Это закрепляется и на уровне навыков, и на выходе мы им даем рекомендации, что делать и как", – объясняет начальник отделения психологического обеспечения Виктор Бутурля.
Распространить этот опыт на всех граждан, попадающих в ЛТП, по мнению специалистов, будет не так уж просто. У половины пребывающих в "пятерку" граждан специалисты фиксируют низкий уровень реабилитационного потенциала, то есть человек просто не хочет и не сможет меняться. Но в случае тех, кто настроен больше сюда не возвращаться, эта помощь может оказаться очень кстати.