В Беларуси продолжается широкая дискуссия вокруг изменений в законодательство о вопросах эффективного функционирования военной организации государства, которые в народе называют просто "законом об отсрочках".
На днях Министерство обороны внесло новые предложения, направленные на повышение престижа воинской службы и предусматривающие ряд преференций для молодых людей, честно исполнивших свой долг перед Родиной.
"Пряники" от Министерства обороны
Нужно сказать, что сам факт дискуссии в обществе и между государственными органами по вопросу принятия нормативных актов, явно имеющих остросоциальный характер, не может не радовать.
Такой подход в гораздо большей степени эффективен, чем когда те или иные изменения в законодательство задумываются полуконспиративно, в стенах закрытых кабинетов и, соответственно, не получают всесторонней экспертной оценки, не имеют обратной связи с народом и, естественно, оборачиваются социальным шоком, ростом протестных настроений и недоверия к власти.
Но подобный обмен мнениями правильнее было бы затевать на стадии разработки законопроекта, когда наряду с общественным обсуждением заинтересованное ведомство проводит разъяснительную кампанию о причинах, побуждающих искать новые решения.
В этом случае многих негативных моментов удалось бы избежать, Минобороны изначально получило бы возможность "снять" реакцию граждан, а также немало идей по оптимизации военной организации нашей страны, некоторые из которых однозначно нашли бы свое применение в новом законе.
Предложения военного ведомства, предусматривающие "пряники" для военнообязанных после прохождения службы, уже выглядят прогрессивно на фоне первоначальной редакции, где в качестве мотивации использовался исключительно "кнут".
Минобороны предлагает ввести коэффициенты перерасчета пенсионного стажа в зависимости от продолжительности срочной службы в армии, право на обучение за счет госбюджета на подготовительных отделениях вузов, первоочередное право на получение мест в общежитиях, а также при зачислении в университет и средне-специальные учебные заведения.
Кроме того, и это немаловажно, предлагается закрепить в законе гарантии приема на работу к прежнему работодателю вне зависимости от формы собственности, так как на сегодняшний день вместе с "проводами" в армию молодые люди нередко прощаются и с местом работы.
Спорные вопросы и возможные решения
Тем не менее в законе по-прежнему сохраняются ограничительные меры и существует ряд вопросов, которые в должной мере не урегулированы.
Начнем с пресловутой темы магистратуры, куда в соответствии с ограничением количества отсрочек для получения образования до одного раза выпускники вузов без перерыва на службу в армии просто не попадут.
Понятно, что подобная ситуация негативно скажется на знаниях потенциального магистранта, особенно в области технических наук, где прогресс неумолимо ускоряет время.
Министр образования Игорь Карпенко пояснил, что количество мест в магистратурах страны – всего "три тысячи и "беспокоиться нет оснований", но такие утверждения выглядят несколько поверхностно.
Гораздо большего внимания заслуживают слова министра о том, что готовится законопроект для магистрантов, которых призывают на службу в резерве, позволяющий совмещать выполнение воинской обязанности с учебным планом.
Думается, что предоставление возможности поступления в магистратуру с последующей службой в резерве – наиболее оптимальное решение данного вопроса в перспективе.
Иной момент – это военные кафедры, которые остались всего в 12 вузах страны, хотя наличие подобных форм подготовки позволило бы решить как "проблему магистрантов", так и вопросы призыва на службу выпускников высших учебных заведений, которые к моменту выпуска получали бы офицерские погоны.
Кроме того, система военного образования студентов позволяла бы Министерству обороны превентивно выявлять, готовить и привлекать на службу нужные кадры различных военно-учетных специальностей.
Примечательно, что именно для этого военные кафедры существовали в советское время. Возникает закономерный вопрос: кто и зачем принимал "судьбоносное" решение об их расформировании?
Впрочем, "разрушать все до основания, чтобы потом на обломках строить новый мир" – это особенность нашей ментальности, поэтому по большому счету ничего удивительного в сложившейся ситуации нет.
Вместе с тем в вопросах функционирования Вооруженных сил на "авось" полагаться просто преступно. Для начала нужно учесть основные аспекты (и пенсионный стаж, и службу в резерве для магистрантов, и военные кафедры), а уже только потом принимать новый законопроект, чтобы впоследствии не приходилось дрожащими руками вносить корректировки.
Возможно, следовало бы внимательно проанализировать ситуацию вокруг получения высшего образования в нашей стране и в части предоставления льгот призывникам.
Недавние новости о повышении стоимости платного образования на 10-12% указывают на то, что в этом направлении можно поработать. Например, в БНТУ, крупнейшем техническом университете нашей страны, стоимость образования для поступающих на дневное платное отделение возросла примерно на 300-400 рублей, что не так уж и мало по белорусским меркам.
Существует мнение, что если отслужившим ребятам предоставлять скидку в 20-30% от стоимости обучения, то, зная менталитет соотечественников, многие родители сами поведут своих чад на призывные пункты.
Аргумент о том, что эти студенты будут "учиться за наши деньги", является несостоятельным, так как, во-первых, каждый гражданин в той или иной степени участвует в формировании бюджета, а во-вторых, хоть фраза Наполеона о том, что "народ, не желающий кормить свою армию, будет вынужден кормить чужую" и выглядит избитой, но более точной формулировки по данному вопросу не существует.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.