Молодой белорусский режиссер Елена Ганум дебютировала на сцене Купаловского театра с "Шабанамі" по роману Альгерда Бахаревича. После этого была "Зямля Эльзы" по произведению Ярославы Пулинович и вот теперь – снова белорусский материал.
Работать с творчеством одного из создателей национальной белорусской литературы Яна Борщевского – настоящее испытание на прочность. Справилась ли с ним амбициозный и не лишенный таланта режиссер, пока сказать сложно.
Нет проблем
Действие разворачивается на севере Беларуси, куда молодой Ян приезжает к своему дяде шляхтичу Завальне. А там его ждет любимая, что вышла замуж за богатого панича, и много мистических историй. Так начинается постановка, изложение сюжета которой не рискует стать спойлером: режиссерская интерпретация в ней почти отсутствует, зато есть неплохая иллюстрация существующего авторского текста. Кстати, для иллюстрации творческая команда использует все возможные средства.
В списке этих самых средств как всегда лидируют музыка и сценография. За первое отвечал композитор Виктор Кистень, за второе – художники Екатерина Шиманович и Сергей Ашуха. И тот, и другие справились со своей задачей отлично. Шиманович, в общем, судя по прошлым, одинаково стильным спектаклям: "Запалкі", "Радзіва Прудок" – можно назвать настоящей находкой Купаловского и белорусского театрального пространства в целом. Ее цветовые акценты остаются в памяти навсегда и позволяют почувствовать истинное эстетическое удовольствие.
Что касается содержания, а точнее, его передачи на сцене, здесь, к сожалению, не все так прекрасно. Перед премьерой создатели рассказывали, что театр подходил к постановке постепенно. Листали альбомы с графикой Валерия Славука, ездили вместе с писателем Владимиром Орловым в Полоцк, чтобы вдохновиться и понять контекст. Возможно, из-за медленного погружения в тему первый акт получился таким затянутым – никакой динамики, сплошные разговоры. В некоторых моментах казалось, что определенные диалоги просто притянуты за уши, чтобы актерам было чем заняться и как-нибудь обозначить проблемную тему.
Попытка номер два
Второй акт спектакля – настоящая награда для тех, кто решил дать ему шанс и не сбежал после первого. Динамичное действие сразу захватывает и заставляет недоуменно оглядываться, вспоминая первую часть. Любители Купаловского театра могут вздохнуть с облегчением – все-таки получилось.
В полной мере раскрываются во второй части и две настоящие звезды постановки – Иван Трус и Александр Казелло. Они притягивают внимание зрителей с самого начала и не отпускают до последних звуков музыки.
Роль доктора Шельмера – это первая серьезная работа Труса в Купаловском. Он уже успел показать себя в спектакле "Увидеть розового слона" Homo Cosmos, а до этого работал в Могилевском драматическом театре. Сейчас молодой человек все больше мелькает на экранах и сценических подмостках, и это оправданно.
Следует отметить, что плохие персонажи получаются у Труса отлично: притягательное и харизматичное зло выглядит более живым и естественным, чем добрые персонажи. Они, кстати, получились настолько одинаковыми, что верить в естественность при всем желании не получается.
Самыми колоритными и живыми (несмотря на то, что в одном из эпизодов Завальня лежит в гробу) из команды доброты выглядят шляхтич Завальня в исполнении Геннадия Овсянникова и Тамара Миронова в образе его жены.
Белая Сорока (Александр Казелло) рискует вообще стать любимым персонажем всех зрителей. Актер в латексном костюме разговаривает по-русски с французским акцентом и выглядит как шикарная пародия – ироничная, понятная и с тонким юмором.
Возрастной ценз 6+
Осталось много вопросов и о том, к какому жанру относится этот спектакль. Создатели намеренно не определяют его жанровую принадлежность, оставляя зрителям пространство для размышлений, но определиться все-таки сложно, так как по всем возможным направлениям постановке "немного не хватило": мистики, юмора, эмоций.
Борщевского нередко называют белорусским Гоголем. Такое сравнение – это заявка на мистику и ужасы, от которых по коже бежит дрожь. Но в спектакле сделать этого не удалось, возможно, из-за ограниченных технических возможностей: там, где должно быть страшно, становится смешно, и, даже глядя на любовный треугольник, ничего не ёкает.
Спектакль "Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях" станет приятным опытом для любителей белорусской культуры и литературы, а маленьким зрителям, возможно, понравится даже больше, чем взрослым. Вывод таков, потому что не хочется становиться адептом современной моды на критику всего белорусского.
Но тех, кто пойдет на постановку с целью увидеть невероятный национальный продукт, следует предупредить: создателям еще есть к чему стремиться.