Советские гиганты, граненый стакан и другие шедевры Веры Мухиной
15:50 01.07.2019 (обновлено: 19:27 05.07.2021)
Подписаться
Что нужно знать о знаменитом скульпторе – в подборке Sputnik.
Выдающийся скульптор Вера Мухина родилась 1 июля в Риге в семье миллионера. В юности девушка сильно изуродовала лицо, ударившись о дерево во время катания на санях. Она перенесла семь пластических операций, и доктора буквально вылепили ей новое лицо. Оно стало грубым, мужским. Мухина решила посвятить себя искусству и отправилась учиться в Париж.
Однако в ее жизни было уготовано место и огромной любви. Мужем Веры Мухиной стал талантливый врач-первооткрыватель Алексей Замков, один из прототипов профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова "Собачье сердце".
Самая знаменитая композиция Мухиной – скульптура "Рабочий и колхозница" для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года, позже ставшая одним из главных символов Москвы.
Пабло Пикассо писал: "Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба".
Среди других известных работ Мухиной памятники Чайковскому, Горькому, Улановой, композиции, посвященные советским труженикам села, ученым, челюскинцам.
Скульптор Вера Мухина стояла у истоков советского бытового художественного стекла. Мухина отказалась от традиционных приемов декорирования. Гранение не декорировало предмет сверху, а участвовало в создании его формы. Изделия, ограненные таким способом, напоминали большие сверкающие кристаллы.
Вере Мухиной приписывается создание знаменитого граненого стакана. Она действительно сотрудничала с Институтом стекла в Ленинграде и вполне могла разрабатывать и дизайн стаканов, но документальных подтверждений этой ее работы нет. По другим источникам, Мухина создала модель граненой пивной кружки, которая тоже массово выпускалась в СССР.
Работы скульптора Веры Игнатьевны Мухиной считаются воплощением советского официоза, однако в ее жизни были и времена опалы, доносов, травли и ссылки. Ее сердце не выдержало, остановившись 6 октября 1953 года.
Пройдите тест Sputnik: Советское наследие Минска
© Sputnik / Михаил Озерский / Перейти в фотобанкВера Мухина родилась 1 июля в Риге. Ей было всего 22 года, когда она, отдыхая у дядюшки в Смоленской области во время Рождества, вылетела с саней и ударилась лицом о дерево. Ей не хотелось после этого жить, но она перенесла 7 пластических операций, и доктора буквально вылепили ей новое лицо. Все черты были мужскими. Она решила полностью посвятить себя искусству.
Вера Мухина родилась 1 июля в Риге. Ей было всего 22 года, когда она, отдыхая у дядюшки в Смоленской области во время Рождества, вылетела с саней и ударилась лицом о дерево. Ей не хотелось после этого жить, но она перенесла 7 пластических операций, и доктора буквально вылепили ей новое лицо. Все черты были мужскими. Она решила полностью посвятить себя искусству.
© Sputnik / Абрам ШтеренбергВ начале 1920-х Мухина занималась конструированием моделей одежды.
Слева: картина "Гость", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы Сема Бенелли "Ужин шуток", акварель, тушь, золото, гуашь.
Справа: картина "Бертран", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы А. Блока "Роза и крест", гуашь, тушь, серебро.
Слева: картина "Гость", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы Сема Бенелли "Ужин шуток", акварель, тушь, золото, гуашь.
Справа: картина "Бертран", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы А. Блока "Роза и крест", гуашь, тушь, серебро.
2/18
© Sputnik / Абрам Штеренберг
В начале 1920-х Мухина занималась конструированием моделей одежды.
Слева: картина "Гость", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы Сема Бенелли "Ужин шуток", акварель, тушь, золото, гуашь.
Справа: картина "Бертран", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы А. Блока "Роза и крест", гуашь, тушь, серебро.
Слева: картина "Гость", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы Сема Бенелли "Ужин шуток", акварель, тушь, золото, гуашь.
Справа: картина "Бертран", эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы А. Блока "Роза и крест", гуашь, тушь, серебро.
© Sputnik / Перейти в фотобанкСамая знаменитая композиция Мухиной — 24-метровый монумент "Рабочий и колхозница", который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция из нержавеющей стали венчала советский павильон, спроектированный архитектором Борисом Иофаном. По замыслу Мухиной, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими. Монумент оценивался французской прессой как "величайшее произведение скульптуры XX века", а Пабло Пикассо писал: "Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба".
Самая знаменитая композиция Мухиной — 24-метровый монумент "Рабочий и колхозница", который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция из нержавеющей стали венчала советский павильон, спроектированный архитектором Борисом Иофаном. По замыслу Мухиной, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими. Монумент оценивался французской прессой как "величайшее произведение скульптуры XX века", а Пабло Пикассо писал: "Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба".
© Sputnik / Владимир Сергеев / Перейти в фотобанкОщущение полета усиливал введенный Мухиной в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремленный к новым победам Советский Союз.
Ощущение полета усиливал введенный Мухиной в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремленный к новым победам Советский Союз.
© Sputnik / Иван ДенисенкоПосле закрытия выставки монумент перевезли в Москву. Когда его в разобранном виде везли по железной дороге в Париж, шарф колхозницы пришлось согнуть, чтобы поезд прошел в тоннель в Судетских горах.
5/18
© Sputnik / Иван Денисенко
После закрытия выставки монумент перевезли в Москву. Когда его в разобранном виде везли по железной дороге в Париж, шарф колхозницы пришлось согнуть, чтобы поезд прошел в тоннель в Судетских горах.
© Sputnik / Юрий Артамонов / Перейти в фотобанкЕго установили недалеко от северного входа на ВДНХ, однако дизайнерское решение Мухиной было разрушено. Мухина откомментировала произошедшую с монументом метаморфозу так: "Статуя ползает по земле".
Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".
Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".
Его установили недалеко от северного входа на ВДНХ, однако дизайнерское решение Мухиной было разрушено. Мухина откомментировала произошедшую с монументом метаморфозу так: "Статуя ползает по земле".
Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".
Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".
© Sputnik / Олег Ласточкин / Перейти в фотобанкРассказывают, что при обсуждении "Рабочего и колхозницы" высшим руководством СССР Ворошилова удивило то, что рабочий держит молот в левой руке, на что Молотов заметил, что, возможно, это указание на лесковского Левшу, тоже кузнеца, ставшего символом таланта и мастеровитости русских рабочих.
Рассказывают, что при обсуждении "Рабочего и колхозницы" высшим руководством СССР Ворошилова удивило то, что рабочий держит молот в левой руке, на что Молотов заметил, что, возможно, это указание на лесковского Левшу, тоже кузнеца, ставшего символом таланта и мастеровитости русских рабочих.
© Sputnik / Михаил Фомичев / Перейти в фотобанкРаботы по реконструкции монумента скульптора Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" были начаты в 2003 году и завершены в 2009-м.
Работы по реконструкции монумента скульптора Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" были начаты в 2003 году и завершены в 2009-м.
© Sputnik / Максим Блинов / Перейти в фотобанкПосле реконструкции он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года.
После реконструкции он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года.
© Sputnik / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкПамятник Веры Мухиной "Требуем мира!" в парке искусств Музеон в Москве. Мухина решила сделать скульптуру в 1950 году, узнав о начавшейся войне в Корее. Шесть фигур идут в одном направлении. Три фигуры в середине — темнокожий, китаец и русский — идут по поверженным знаменам немецкой армии. Слева — слепой инвалид войны в поношенной европейской солдатской форме, справа — мать-кореянка, поднимающая убитого ребенка.
Памятник Веры Мухиной "Требуем мира!" в парке искусств Музеон в Москве. Мухина решила сделать скульптуру в 1950 году, узнав о начавшейся войне в Корее. Шесть фигур идут в одном направлении. Три фигуры в середине — темнокожий, китаец и русский — идут по поверженным знаменам немецкой армии. Слева — слепой инвалид войны в поношенной европейской солдатской форме, справа — мать-кореянка, поднимающая убитого ребенка.
© Sputnik / С. Соловьев / Перейти в фотобанкЖенская фигура из стекла работы Мухиной. Государственная Третьяковская галерея.
Еще в 1920-е годы Вера Игнатьевна — тогда молодой, но уже хорошо известный скульптор, — мечтала о торсе или даже о целой женской фигуре, отлитой из прозрачного стекла и установленной где-либо у водоема или фонтана. Этой мечте было дано осуществиться почти через четверть века. В 1930 году Мухина впервые ввела стекло в свою скульптуру "Мать", демонстрировавшуюся в Дрездене.
Женская фигура из стекла работы Мухиной. Государственная Третьяковская галерея.
Еще в 1920-е годы Вера Игнатьевна — тогда молодой, но уже хорошо известный скульптор, — мечтала о торсе или даже о целой женской фигуре, отлитой из прозрачного стекла и установленной где-либо у водоема или фонтана. Этой мечте было дано осуществиться почти через четверть века. В 1930 году Мухина впервые ввела стекло в свою скульптуру "Мать", демонстрировавшуюся в Дрездене.
© Sputnik / Абрам Штеренберг / Перейти в фотобанкВаза "Астра". Скульптор Вера Мухина. С этого произведения можно начинать историю советского бытового художественного стекла. Мухина отказалась от традиционных приемов декорирования. Гранение теперь не декорировало предмет сверху, а участвовало в создании его формы. Изделия, ограненные таким способом, напоминали большие сверкающие кристаллы.
Ваза "Астра". Скульптор Вера Мухина. С этого произведения можно начинать историю советского бытового художественного стекла. Мухина отказалась от традиционных приемов декорирования. Гранение теперь не декорировало предмет сверху, а участвовало в создании его формы. Изделия, ограненные таким способом, напоминали большие сверкающие кристаллы.
© Sputnik / К. КарташьянВере Мухиной приписывается создание знаменитого граненого стакана. Мухина действительно много лет была консультантом Опытного завода при экспериментальном Институте стекла в Ленинграде и вполне могла разрабатывать и дизайн стаканов, но документальных подтверждений ее работы над граненым стаканом не существует. По другим источникам Мухина создала модель граненой пивной кружки, которая тоже массово выпускалась в СССР.
13/18
© Sputnik / К. Карташьян
Вере Мухиной приписывается создание знаменитого граненого стакана. Мухина действительно много лет была консультантом Опытного завода при экспериментальном Институте стекла в Ленинграде и вполне могла разрабатывать и дизайн стаканов, но документальных подтверждений ее работы над граненым стаканом не существует. По другим источникам Мухина создала модель граненой пивной кружки, которая тоже массово выпускалась в СССР.
© Public DomainПервые советские граненые стаканы были выпущены в 1943 году на заводе в Гусе-Хрустальном. Их отличие от дореволюционных граненых стаканов можно увидеть на картине К. Петрова-Водкина "Утренний натюрморт" (1918).
14/18
© Public Domain
Первые советские граненые стаканы были выпущены в 1943 году на заводе в Гусе-Хрустальном. Их отличие от дореволюционных граненых стаканов можно увидеть на картине К. Петрова-Водкина "Утренний натюрморт" (1918).
© Sputnik / Владимир ВяткинПамятник композитору Петру Чайковскому перед зданием Московской консерватории на улице Большая Никитская считают наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ Веры Мухиной. Великий композитор изображен в момент творческого вдохновения, и кажется, что он дирижирует в такт музыке, которая льется из консерваторских окон.
15/18
© Sputnik / Владимир Вяткин
Памятник композитору Петру Чайковскому перед зданием Московской консерватории на улице Большая Никитская считают наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ Веры Мухиной. Великий композитор изображен в момент творческого вдохновения, и кажется, что он дирижирует в такт музыке, которая льется из консерваторских окон.
© Sputnik / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкСкульптура "Портрет сына" Мухиной.
Мужем Веры Мухиной был талантливый врач-первооткрыватель Алексей Замков, один из прототипов профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова "Собачье сердце". Сын Всеволод стал физиком.
Скульптура "Портрет сына" Мухиной.
Мужем Веры Мухиной был талантливый врач-первооткрыватель Алексей Замков, один из прототипов профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова "Собачье сердце". Сын Всеволод стал физиком.
© Sputnik / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкФигура к проекту неосуществленного памятника "Спасение челюскинцев".
Среди неосуществленных проектов Мухиной был памятник челюскинцам, в котором центральным образом должна была стать фигура Борея, зловещего божества холода и тьмы.
Фигура к проекту неосуществленного памятника "Спасение челюскинцев".
Среди неосуществленных проектов Мухиной был памятник челюскинцам, в котором центральным образом должна была стать фигура Борея, зловещего божества холода и тьмы.
© Sputnik / Александр Чепрунов / Перейти в фотобанкРаботы скульптора Веры Игнатьевны Мухиной считаются воплощением советского официоза, однако в ее жизни были и времена опалы, доносов, травли и ссылки. Ее сердце не выдержало, остановившись 6 октября 1953 года.
Работы скульптора Веры Игнатьевны Мухиной считаются воплощением советского официоза, однако в ее жизни были и времена опалы, доносов, травли и ссылки. Ее сердце не выдержало, остановившись 6 октября 1953 года.