Вечером 21 июня главная пешеходная улица Бреста – Советская – демонстрирует довоенную моду. Платья, сумочки, ленты в косах и носочки под черными туфлями. В половину пятого утра сотни людей приходят в Брестскую крепость посмотреть на реконструкцию другой жизни.
Кто-то жалуется и говорит, что "надоели стрелять". Кто-то плачет, когда после часа импровизированных боев реконструкторы поднимаются с земли, когда в крепости объявляют минуту молчания.
Как бы кто ни относился к военной реконструкции, праздничный мирный вечер на Советской – хорошее напоминание о том, что можно потерять.
"Пришлось пересмотреть свой стиль"
Все начинается еще на Брестском вокзале. Вместе с обычными пассажирами, которые вытаскивают из вагона поезда Москва – Брест свои чемоданы и обнимаются с родственниками на перроне, на Брестском вокзале выходят и не совсем обычные гости города.
Девушку в платье характерного защитного зеленого цвета, чепчике и при обязательных белых носочках встречают с цветами двое военных. Правильнее сказать — двое мужчин в военной форме, потому что мы не знаем, кто они в мирной жизни, но как минимум раз в году накануне годовщины начала войны облачаются в форму военного времени.
Поезд, который приехал из Москвы, далеко не единственный сегодня привезет в Брест реконструкторов. К шести часам вечера центральная пешеходная улица уже полна людей в костюмах прошлых лет.
Андрей, Виктория, Лера и Влада приехали из Санкт-Петербурга. Виктория с дочерьми всегда сопровождала Андрея на реконструкциях, но не всегда носила платье в горошек.
"Раньше реконструкцией занимался только наш папа, но после мы начали понимать, что на фоне отряда выглядим нелепо. Пришлось пересматривать свой стиль", — рассказала Виктория.
Платья для себя и дочерей найти было проще всего, с белыми носочками тоже проблем не возникло, другое дело — обувь. И даже когда девушки раздобыли подходящую, оказалось, что она не готова пережить репетиции в Брестской крепости. Расклеилась в день, когда нужно было гулять по Советской и демонстрировать довоенную моду, пришлось спешно искать альтернативу.
Палатки с фруктами под открытым небом, мороженое в рожках, витиеватые шляпки, жемчужные нити — все в этот вечер было так гармонично, что гости этой максимально мирной улицы даже дождя не испугались и продолжили бродить с мороженым, пировать за столиками летних террас и фотографироваться с прохожими, у которых не было платья в горошек и фляги через плечо, но которые тоже жаждали присоединиться к празднику.
Мужчины передвигаются группками, на вопрос, что будут делать завтра, отвечают с готовностью — защищать крепость. Ночью там будут вспоминать первые дни войны, а пока реконструкторы беседуют на новых и старых летних террасах и с любовью рассказывают про свою форму.
"Все свое. Что-то можно купить оригинальное, что-то шьется", — рассказывают Андрей и Павел из Москвы.
На реконструкторах форма, которую красноармейцы носили именно в 1941 году. Уже в 1943 году она немного изменит свой вид, вместо нашивок на воротничках появятся погоны.
"У нас нет ролей, мы живем этой жизнью", — говорят двое реконструкторов Алексей и Дмирий, когда корреспондент Sputnik пытается выведать их планы на утро 22 июня.
"В лагере мы поем песни. Когда мой отец услышал их, был очень удивлен, что я знаю эти слова", — признается один из реконструкторов.
И в этот мирный вечер на обочинах дорог стоят старые военные автомобили, на которые взбираются дети, а через плечо у многих мужчин висит бутафорское оружие. Это немного переносит акцент с мира на готовящуюся войну, но все же тех, кто гуляет с мороженым и щеголяет в платьях, куда больше.
Чем праздничнее мирный вечер на Советской, тем разительнее контраст с тем, что увидят гости поздней ночью в Брестской крепости.
"Бабушка, а наши победят?"
600 человек на импровизированном поле боя и бессчетное число зрителей вокруг него. Те, кто приходят к Корбринскому укреплению вовремя – в половину пятого – могут не рассчитывать на место в первом ряду. Вроде бы сценарий мало меняется год от года, ничего нового не покажут, и все равно, несмотря на ранний час, меньше зрителей в четыре часа утра не становится.
Пока на поле происходит действие, закадровый голос рассказывает, что происходило в первые дни войны в Брестской крепости: "Кругом тишина. Нигде ни звука. Девять тысяч военнослужащих и их семей готовятся ко сну. Самая короткая ночь в году".
"Бабушка, а наши победят? Или немцы?" - спрашивает ребенок, которому все же удалось пробиться в первый ряд.
Кто-то взбирается на холм, кто-то – на ограждение.
Клубы заранее договариваются о распределении ролей. Более опытные участники становятся командирами, получают звания.
Вадим и Диана представляют клуб "Победа" - они приехали в Брест из российских Великих Лук. На реконструкцию приезжают не впервые, но прежде были зрителями. Теперь Вадим оборонял крепость.
"Я не собирался сегодня погибать, но вышло так, что пришлось пойти в рукопашную – и погибнуть. Так что как такового сценария нет, главное, чтобы все было реалистично. Мы не знали сценария, но знали историю. Фильм смотрели о Брестской крепости", - рассказал Вадим.
Попытка вывести из крепости мирных жителей, прорыв майора Гаврилова, очереди, после которых дети еще долго будут блуждать по полю в поисках гильз, взрывы, военные автомобили, собаки.
Сергей из брестского клуба "Гарнизон", который занимается организацией военной реконструкции, который год подряд играет немецкого офицера.
"Каждый раз. Делаю это, чтобы почувствовать, что ощущал немецкий солдат. Для этого нужно надеть его форму. Когда я в ней, нет привычного чувства, которое обычно посещает в крепости, не думаешь о том, что здесь воевали наши деды. Чувствуешь себя оккупантом", - рассказывает реконструктор и признает – схожее чувство испытывают, кажется, и зрители.
Хоть это и театрализованное представление, на немцев смотрят не так, как на тех, кто сегодня в крепости выступает за красноармейцев.
Впрочем, почти сразу после нашей беседы Сергей, все еще облаченный в форму немецкого офицера, уже обнимает своего коллегу в форме защитника Брестской крепости. С финальной песней заканчивается и война. После минуты молчания звучит знакомая многим, кто когда-либо бывал в крепости, фраза - "Вечная память героям".
Когда в крепости перестают стрелять, оказывается, что в Бресте тоже поют птицы. Дети бросаются подбирать гильзы, кто-то выстраивается в очередь за солдатской кашей, таксисты жалуются на час-пик – толпы людей пытаются уехать из крепости.