Осень и весна в Беларуси – время свадеб, потому что играть их начинали, когда заканчивалась посевная или урожай был уже собран и у сельчан оставалось больше свободного времени. В прошлом материале о белорусской свадьбе мы рассказали о том, как приходили к девушке сваты, почему свадебный каравай не могла печь вдова и зачем невесте накануне нужно было плакать.
О том, какие свадебные традиции существовали у белорусов и что из них сохранилось на сегодняшний день, корреспондент Sputnik Анастасия Волчок поговорила с младшим научным сотрудником Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы Аленой Павловой.
Платье в наследство
В первый день свадьбы парень собирал своих друзей и они готовились ехать на возах за молодой. В доме молодой приготовления также уже шли полным ходом: девушки украшали дом, вешали красивые занавески и рушники.
"Раньше, когда заходили в дом и видели много рушников, понимали, что семья зажиточная", – объясняет эту традицию Алена Павлова.
Потом подруги помогали молодой одеваться. Если сегодня найти платье несложно, можно купить или одолжить, раньше в деревне с этим были трудности.
"Платья получали в наследство, когда были старшие сестры, или просили у подруг, просто надевали лучшее платье – в зависимости от того, какая была семья", – рассказывает ученый.
Пока невеста ждала жениха, ей было чем заняться: опять же, как и накануне, можно было не скрывать эмоции и поплакать. Считалось, что вход в новую жизнь и прощание с родителями и родным домом требуют именно такого настроения от молодой.
Бутылка водки на крыше
В различных районах Беларуси существовали свои обряды, которые предстояло провести во время свадьбы. Так, на Брагинщине, в Гомельском районе, а также на Витебщине утром в день свадьбы делали вельце.
"Вельце – трехрогая ветка, обычно с плодового дерева – яблони, груши. Утром в первый день свадьбы, перед тем, как готовиться к приезду молодого, отец или брат молодой шли в лес и срубали такое вельце", – рассказывает Алена Павлова.
Потом девушки украшали его колосьями, калиной или другими ягодами, лентами, нитками – отсюда и название, потому что его вили, навивали.
Жених приезжал со своим вельцем, и когда молодые уезжали в тот дом, где будут жить, над его крышей прибивали два вельца и еще приматывали бутылку водки, потому что считалось, что когда в этой паре родится первенец, они должны будут снять эту водку и вместе распить.
"И что интересно, когда я была на Брагинщине, на домах, даже многоэтажных, действительно висят эти вельца", – рассказывает ученый.
Как "читать" венок
Когда жених приезжает к молодой, сейчас также существует традиция так называемого выкупа. Обычно это всяческие испытания для жениха. Этот обычай имеет древние корни, его описание часто можно встретить в народных сказках, и в белорусских деревнях готовили для молодого испытания.
Например, подруги вместе с невестой могли показать из-за двери руки, и жених должен был узнать, которая рука принадлежит его любимой. Существовали и другие испытания, подобные этому.
"Когда жених уже заходил в дом, сидели три женщины. Они были в похожих платьях и с закрытыми лицами, а жених должен был догадаться, где его любимая девушка", – рассказывает Алена Павлова.
В Гродненской области сохранилась интересная традиция "читать венок". Перед тем как отправить девушку в новую жизнь, когда жених со своими друзьями заходили за невестой и она уже была одета, в веночке, но без фаты, сват или мать молодой брали маленький веночек и, держа его перед собой, обращались к ней с прощальными словами.
"Веночек подкалывали девушке в волосы под большой венок и потом надевали фату, если она была", – рассказывает Алена Павлова.
Этот маленький веночек обычно делали из мирта, маленьких травок. Он обязательно должен был быть зелененький.
Зачем и как вставать на рушник
Если жених успешно (или даже не очень) прошел все препятствия, все вместе садились на телеги и ехали венчаться в церковь.
"Там вставали на рушник – это было обязательным условием, потому что рушник – это символический атрибут, который объединяет этот и тот свет", – объясняет Алена Павлова.
По словам ученого, это легко увидеть даже по орнаменту: например, свадебный рушник очень часто посередине белый, а по бокам с красным орнаментом. Белая часть символизирует небеса, а орнаментированная – землю. Обязательно нужно, чтобы оба молодых встали одновременно на какую-то одну сторону - ведь иначе не будет согласия в семье или даже может случиться что-то очень плохое.
После того как молодых благословляли, снова возвращались в дом невесты, где их встречали родители молодых.
"Они обычно встречали с хлебом-солью и с иконами Божьей Матери и Спасителя, с медом и караваем – но не с тем, что пекли на свадьбу", – рассказывает Алена Павлова.
Дарю меди, чтобы были дети как медведи
В доме уже стояли накрытые столы, где-то буквой "П", где-то буквой "Г" – в зависимости от того, как позволял дом.
"В некоторых регионах садились так: в середине молодые, потом их свидетели, потом молодежь и по краям старшее поколение. Так необязательно было повсюду, но считалось: ближе к выходу должны сесть те, кто быстрее будет уходить от нас", – объясняет Алена Павлова.
В отдельных регионах Беларуси девушку сажали на кадку или ушат. Садиться на кадку должна была невинная девушка, а если это было не так, то она и не садилась, веря, что так можно навлечь беду. Но обычно в деревнях все было очень прилично по сравнению с современной жизнью, отмечает Алена Павлова.
Молодежь в деревне очень ждала свадеб. В это время можно было и поиграть, и познакомиться, и вообще весело провести время. Танцевали обычно старые танцы – такие как полька, падеспань, краковяк.
"Вечером первого дня сват выносил каравай, ставил на стол молодых, и начинался его дележ. Первый кусочек или верхушка отходили молодым, украшения раздавали детям, присутствовавшим на свадьбе или наблюдавшим за ней в окна", – рассказывает Алена Павлова.
Когда молодые отрезали кусочек каравая и угощали гостя, он должен был дать что-то взамен. Обычно это были или подарки, или просто добрые поздравительные слова. Когда дарили, обычно шутливо приговаривали что-то, например: дарю меди, чтобы были дети как медведи.
"Молодые не должны были брать этот каравай голыми руками – брали через полотенце или салфетку. Это означало "я делюсь с тобой своим счастьем, но энергетика сохраняется со мной", – объясняет Алена Павлова.
А вот традиция в конце свадьбы бросать букет пришла к нам с запада. Свой свадебный веночек белорусские женщины хранили вместе с приданым, он считался оберегом в семейной жизни. Не было во время самой свадьбы и конкурсов, которые сейчас предлагает тамада, чтобы гости не скучали, а вот игр и танцев для молодежи – сколько угодно.
В конце свадьбы с невесты снимали фату или веночек и надевали платок, и эта традиция сохраняется сегодня.
Если свекровь не топила печь
Когда заканчивался первый день, молодежь собиралась и ехала в дом молодого. Это происходило вечером или утром следующего дня. Девушку сажали на телегу, туда же складывали приданое и везли в дом. В приданое молодая обычно получала подушки, одеяла, рушники, посуду – все то, что могло пригодиться ей как хозяйке.
"Если свадьба затягивалась, обычно молодых отвозили в дом молодого, они прощались с гостями, которые продолжали гулять уже без главных действующих лиц. Очень часто раньше на забор потом вывешивали простынь, на которой спали молодые, но такая традиция была не везде", – рассказывает Алена Павлова.
Если девушка приходила в дом к жениху, первое, что она делала, – подходила к печи и прислонялась к ней. Если печь была теплая, это значило, что жизнь в новом доме будет хорошей.
На второй день свадьба продолжалась уже в доме молодого. Здесь также на стол подавали каравай.
"Очень часто, например, на территории Гомельщины, было два каравая, у невесты в форме солнца, у молодого – в форме месяца. А на Витебщине оба были круглые", – рассказывает Алена Павлова.
Суп из краденых кур
На третий день праздник часто продолжался, но обычно уже только для молодежи. Было много игр и шуток. В некоторых областях Беларуси этот день называли "Куры", потому что существовала традиция воровать кур в деревне, делать из них суп и угощать им всех.
В других местах послесвадебный период носит название "Пярэзвы". Молодежь, а иногда и не только молодежь, переодевались и ходили друг к другу в гости, посещали молодых.
"Жених мог переодеться в невесту и наоборот, или родители – переодеться в молодых", – рассказывает Алена Павлова.
Недаром в белорусском языке слово свадьба (вяселле) имеет тот же корень, что слово веселье: на свадьбах все действительно веселились, и это должно было стать началом счастливой и гармоничной жизни.