"Жесткий дискаунтер": в цены сложно поверить, но мяса в колбасе нет

© Sputnik / Виктор ТолочкоПокупатели придирчиво рассматривают ценники – в такие цены не все могут поверить
Покупатели придирчиво рассматривают ценники – в такие цены не все могут поверить - Sputnik Беларусь
Подписаться
Российская розничная сеть намерена активно развиваться в Беларуси, несмотря на недовольство местных ретейлеров. Почему нового игрока на рынке розничной торговли приняли в штыки, попробовал разобраться Sputnik.
Около двух лет назад в Беларуси начала развиваться российская сеть "жестких дискаунтеров" "Светофор". В нашей стране ее представляет оператор ООО "ЛенПродуктСервис".
В марте Ассоциация розничных сетей Беларуси пожаловалась на "Светофор" в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).
Чем не устроили белорусских ретейлеров магазины нового формата и почему они нравятся покупателям, выясняла корреспондент Sputnik Тамара Зенина.

Слишком мало белорусских товаров

Торговая сеть "Светофор" работает в формате "жесткого дискаунтера", предлагает товары "экономсегмента", из которых 80% – товары ежедневного потребления.
Магазины сети выглядят аскетично. Вид торговых залов соответствует назначению "магазин-склад". На такие "склады" белорусы стараются попасть, находясь в России, Польше, Германии и других странах. В самой Беларуси до сих пор ни одна попытка открыть сеть дискаунтеров местными ретейлерами не увенчалась успехом. "Жестких дискаунтеров" до "Светофора" у нас не было.
Через месяц у нового сетевика закончится двухлетний мораторий на проведение проверок, предусмотренный президентским указом.
Не дожидаясь окончания этого срока, МАРТ отреагировал на обращение Ассоциации и провел проверку магазинов сети "Светофор". Что искали?
В письме, которое приводилось СМИ, но которое Sputnik не показали ни Ассоциация, ни МАРТ, "Светофор" уличали в пренебрежении санитарными и противопожарными нормами, нарушении правил работы торговых объектов и вообще в злоупотреблении своим бесконтрольным положением.
Эксперты Ассоциации говорили об отсутствии систем вентиляции, отопления, пожарной сигнализации, несоблюдении температурных режимов хранения и реализации товаров, продаже товаров с истекшим сроком годности.
Кроме того, белорусские сети жаловались на то, что у них самих на полках, как и положено по нашему законодательству, преобладают товары отечественных производителей, в то время как у российского "Светофора" наблюдается явный перевес в сторону российских. В отдельных сегментах доля белорусского товара составляет скромные 20-30%.
"Открытие в каком-либо региональном городе магазина формата и размера, подобного "Светофору", на несколько месяцев снижает выручку уже работающих ретейлеров до 40%", – сообщает портал белорусской розничной торговли Belretail.

Пластиковый рис и искусственные яйца

Sputnik обратился в МАРТ с просьбой прокомментировать ситуацию. В ответе за подписью замминистра сказано, что "с 4 по 19 марта 2019 г. министерством был проведен мониторинг торговых объектов сети "Светофор" по вопросам, находящимся в компетенции МАРТ. По результатам обследования 14 торговых объектов выявлен ряд нарушений действующего законодательства о торговле".
Какие именно нарушения были выявлены, в министерстве не сообщили. Уточнили только, что нарушителям выдали рекомендации по их устранению, и в случае невыполнения обещали принять меры.
О том, остались ли какие-то вопросы к "Светофору" после проверки МАРТ, Sputnik пытался выяснить у авторов петиции, а также у представителей профильного портала belretail.by.
"В магазинах не соблюдается нужная ширина проходов, отсутствует пожарная сигнализация, но основное – это ассортимент. Они везут самое дешевое из Китая, пластиковый рис и искусственные яйца!" – отметил руководитель портала belretail.by Сергей Скороход, но посетить магазин вместе с корреспондентом Sputnik и указать на месте на некачественные товары отказался.
В Ассоциации дать официальный комментарий тоже отказались. Правда, ее представитель сообщил, что с жалобами на "Светофор" они обращались не только в МАРТ, но и в МЧС, и в Минздрав. Однако ни одна служба, проведя проверку, не сообщила о конкретных нарушениях.
"Многие вещи – процентов 80 – это то, что обычный покупатель не увидит, а увидят только специалисты, которые знают нормы и правила. Вполне возможно, что сейчас после проверок они устранили все нарушения. Мы не ходили после этого и не контролировали", – отметил представитель Ассоциации, не разрешив назвать свое имя.

"Плата за вход" отсутствует

"Когда появляется новый игрок на рынке, старые недовольны. Это обычная практика, и это нормально. В любом случае, мы занимаемся своим делом. Сейчас у нас в Беларуси открыто 17 магазинов, в планах – активное развитие", – сообщил человек, назвавшийся одним из директоров по развитию ООО "ЛенПродуктСервис". Правда, насколько активным будет развитие, топ-менеджер уточнить отказался. Как и назвать свое имя.
"Политика нашей сети в отношении предоставления какой-либо информации закрытая", – подчеркнул он.
По данным агентства "ПраймПресс", до конца этого года в Беларуси может появиться до 50 магазинов "Светофор". Магазины-склады уже открыты в Минске, Бресте, Барановичах, Солигорске, Бобруйске, Гродно. Возможно, они также появятся в Жлобине, Слуцке, Калинковичах и Мозыре.
На логистическом сайте "Светофора" сказано, что, кроме Беларуси, у торговой сети более 900 магазинов в России, 22 – в Казахстане, один – в Китае, в этом году открылись магазины с другим названием в Германии и Румынии.
"В связи с поступившими на нас жалобами были проверены все магазины. Мы продолжаем работать дальше, потому что было выявлено всего несколько нарушений вроде "не обозначен наклейкой пожарный выход" или "надорвана упаковка продукта". Мы все исправили! У нас все соответствует законодательству РБ. Есть вентиляция, размеры проходов соответствуют разработанному в Беларуси техрегламенту. Возможно, во время замены поддонов местами где-то и был временно сужен проход", – отметил представитель ООО "ЛенПродуктСервис". Качество продуктов он отказался комментировать.
"Это наговор и поклеп, никакого "химического" риса у нас нет. У нас вообще нет китайских продуктов, в основном российские и белорусские. Да, на начальном этапе, пока мы заключали договора с поставщиками, возможно, был перекос в сторону российских производителей. Но сейчас нет", – заверил собеседник.
Торговая сеть "Светофор" и в России придерживается закрытой политики. Закрытыми для бизнес-сообщества считают и семью Шнайдеров, владельцев сети и еще нескольких бизнесов.
На сайте "Светофора" нет телефонов для связи и указано, что центральный офис компании находится в городе Красноярске.
Зато есть обращение к поставщикам: "В сети магазинов "Cветофор" отсутствует "плата за вход", ретробонусы и прочие вознаграждения, приводящие к удорожанию товаров".
При этом, что немаловажно, "оплата осуществляется по реализации товара еженедельно, ежемесячно".
"Нас интересуют поставки товаров экономкласса, непосредственно от производителя. При этом стоимость товара, с учетом доставки до магазина, должна быть на 20-30% ниже стоимости товара на полке конкурента. Для распространенных и известных брендов эта разница должна быть не менее 50%", – говорится в разделе, адресованном поставщикам.
Торговая сеть готова рассматривать предложения по поставкам товаров только экономкласса, а удешевления стоимости советует достигать за счет экономии на упаковке: "нам не нужны яркие и броские "обертки".
Известно, что для удержания низких цен торговая сеть ищет помещения с самой низкой арендной платой и не обременяет себя дорогими ремонтами торгового зала.

Пельмени белорусские, стиральный порошок польский

В минском "Светофоре", который находится на продовольственном рынке в Ждановичах, товар действительно выложен на деревянных поддонах и металлических стеллажах прямо в коробках. Брать можно как оптом, так и в розницу по одинаковой цене. В проходах между рядами тележки разъезжаются без проблем.
Замороженные продукты и рыба – в холодильниках, где поддерживается нужный температурный режим. Мясные, молочные и другие скоропортящиеся продукты представлены в отдельном помещении-холодильнике. Без верхней одежды тут можно замерзнуть уже через несколько минут.
В пятницу во второй половине дня в магазине немноголюдно. Нет очередей, продуктовые тележки покупателей у кассы не переполнены товарами. Заметно, что каждый идет в этот магазин за чем-то конкретным. Одни берут консервы, другие – бытовую химию, третьи – сладости и сухофрукты.
Количество российских товаров действительно преобладает, однако есть и белорусские, в том числе мясные, пластиковые, текстиль, польские – стиральные порошки и гели, турецкие подгузники, узбекские и американские сухофрукты и орехи и даже итальянская косметика.
Никакого "пластикового риса и искусственных яиц" здесь нет. Рис – самый обычный, индийский, по цене 1,57 рубля за килограмм, а яиц не было вообще.
В магазине можно легко вычислить тех, кто пришел сюда впервые. Они долго смотрят на ценники, крутят в руках упаковки, перепроверяя, не обман ли это. Большинство цен действительно ниже, чем в других магазинах, на некоторые товары – в разы. На товарах, которые удалось осмотреть, срок годности был нормальным.

Кто покупает сосиски за два рубля?

Несмотря на закрытую информационную политику, у "Светофора" есть группа в соцсети, и это, пожалуй, единственное место, где покупатели могут общаться с представителями торговой сети. Например, в раздел "Черный список" можно добавлять товары с недостатками.
Некоторые покупатели жалуются на то, что сыр из "заменителя молочного жира" или куриные наггетсы и пельмени "из непонятно чего" не соответствуют их вкусовым ожиданиям.
В то, что это съедобно, непросто поверить, но производитель утверждает, что продукт "высшего сорта"
Как человек, который всегда внимательно читает состав продуктов, даже написанный самым мелким шрифтом, могу констатировать: никто не обещал, что сыр, пельмени или другие продукты, состоящие из "заменителей и непонятно чего", по вкусу должны напоминать натуральные.
К тому же и в других магазинах и торговых сетях страны хватает продуктов "из непонятно чего". Другое дело, что в "Светофоре", пожалуй, они имеют свою реальную цену.
Ну а тот факт, что люди готовы покупать неизвестно что, лишь бы сэкономить – это, наверное, не совсем вина магазина.
Никакого подвоха лично я в "Светофоре" не нашла. Как и в том, что россияне ищут покупателей у нас. Разве наши, белорусские товары не ориентированы на российский рынок? А по цене иногда бывают там дешевле аналогов на белорусских прилавках.
При этом любого, кто пробует предложить нам более дешевый российский продукт, сразу приравнивают к диверсантам, угрожающим продовольственной безопасности страны. Достаточно вспомнить историю с сахаром. Сахарную отрасль защитили, но разве не мы, покупатели, платим дороже за отечественный продукт?
Теперь, говорят, тучи сгущаются над белорусским ретейлом, который до некоторых пор считался всемогущим и поражал обывателей своей рекламной щедростью.
В общем-то, у белорусских сетевиков немного сценариев: либо по правилам здоровой конкуренции менять поставщиков, отменять ту самую "плату за вход", искать новые формы и условия работы, снижать издержки и стоимость товаров, либо продолжать жаловаться во все инстанции, прикрываясь законом, чтобы, в конце концов, выдавить конкурентов.
Вот только где гарантия, что и их прилавки не покажутся однажды кому-то не слишком удобными, а санитарные нормы – соблюденными?
Читайте также:
Слишком много "но": могут ли разрешить онлайн-торговлю алкоголем в Беларуси
"Соседи" купили "Престон" вместе с долгами
Объективная оценка ситуации "в глубинке" и поиск новых "точек" роста
Лента новостей
0