Отсутствие гражданских институтов, авторитарная власть, несформировавшаяся гражданская нация – это только часть привычного набора проблем в африканских государствах. Данный перечень можно смело дополнять коррупцией, этническими конфликтами и периодически вспыхивающими эпидемиями самых разных заболеваний.
Неудивительно, что в такой среде то и дело возникают внутренние конфликты, которые нередко приводят к смене власти в стране и радикальному изменению политического курса. В последние десятилетия в нескольких крупных государствах в Африке произошли успешные военные перевороты. Sputnik вспоминает историю самых важных транзитов власти, осуществленных с помощью армии, которые повлияли на политику на всем континенте.
Геноцид, нефть и раскол страны
Не успели средства массовой информации распространить сообщение о том, что военные в Судане отстранили от власти, казалось бы, несменяемого Омара аль-Башира, как люди вышли на улицы столичного Хартума с флагами в руках и начали праздновать это событие.
По иронии судьбы именно военные в 1989 году привели к власти тогда еще молодого офицера. Интересно, что Омар аль-Башир даже успел поучаствовать в войне Судного дня против Израиля в составе вооруженных сил Египта.
За его плечами – Военная академия в Хартуме и многочисленные военные курсы, в том числе и за границей. Для того чтобы Омар аль-Башир превратился в обычного африканского диктатора, потребовалось не так уж много времени. В стране, богатой нефтью и другими природными ресурсами, уровень коррупции был чрезвычайно высок.
Суданский диктатор причислял себя к так называемой привилегированной части общества (она была арабского происхождения). По несчастливому для местных темнокожих племен стечению обстоятельств природные богатства были расположены, как правило, на племенных территориях.
Нежелание делиться частью природной ренты привело к конфликтам, которые переросли в геноцид в Дарфуре. За преступления против местных племен Международный уголовный суд выдал ордер на арест Омара аль-Башира. Это было беспрецедентное решение, потому что такая мера была впервые предпринята в отношении лидера суверенного государства.
Очередным "успехом" суданского диктатора стала гражданская война на юге Судана, где была сконцентрирована основная часть нефтедобычи страны. В итоге Хартум был вынужден капитулировать, а на карте появилось новое государство – Южный Судан.
В декабре 2018 года в стране резко подскочили цены на продовольствие и автомобильное топливо, что вызвало справедливое недовольство всех суданцев. Поначалу протесты носили сугубо экономический характер. Бездействие властей привело к тому, что уже в феврале 2019 года появились лозунги с призывом к смене режима в стране.
Вслед за этим на манифестациях прокатилась волна насилия со стороны полицейских органов в отношении мирных граждан. Военные предупредили, что в случае применения силы против гражданского населения они будут вынуждены вмешаться. Очевидно, что весь набор сомнительных достижений Омара аль-Башира за 30 лет правления привел к тому, что военные забрали у него то, что сами ему дали – власть в стране.
Братья-мусульмане* и арабская весна
В 2011 году после самосожжения молодого человека в Тунисе в знак протеста против действия властей в огне оказался весь Ближний Восток. В Сирии, где все еще продолжается гражданский конфликт, последствия той акции ощущаются по сей день.
В Египте с его бурным демографическим ростом остро назрела проблема трудоустройства молодежи, которая составляет и поныне основную часть общества. Тогда закачалось кресло под президентом страны Хосни Мубараком, правившим страной железной рукой долгие годы. Тогда символом противостояния стал палаточный лагерь на площади Тахрир в Каире.
Президент в результате революционных действий был не только смещен в 2011 году со своего поста, но и оказался в тюрьме с огромным списком обвинений. Тогда военные способствовали мирному исходу событий и проведению демократических выборов.
Правда, так получилось, что в стране с преимущественно мусульманским населением именно военные являются хранителями светского характера власти, но прямые выборы сыграли с ними злую шутку. В 2012 году во главе Египта оказался Мухаммед Мурси, который был лидером движения "Братья-мусульмане".
Приход к власти исламистов привел к тому, что они стали расставлять на ключевые посты своих сторонников. В это время в стране назревал острейший экономический кризис, потому что в условиях нестабильности очень важный для местной экономики туристический сектор переживал стагнацию, а отсутствие притока валюты спровоцировало девальвацию и инфляцию.
Спустя всего год нахождения у власти Мухаммеда Мурси в 2013 году в Египте опять вспыхнули волнения. В этот раз военные не стали заигрывать с демократией, а поддержали протестующих египтян и отстранили действующего президента от власти, после чего он отправился в тюрьму, как и его предшественник.
После этого военные в Египте провозгласили курс на борьбу с террористическими ячейками и под таким прикрытием фактически разгромили "Братьев-мусульман". Как ни странно, но это нашло поддержку в мусульманском обществе. При этом военные сформировали переходное правительство, которое, несмотря на некоторую настороженность мирового сообщества, сумело заручиться поддержкой большинства стран.
Власти в Египте всячески подчеркивали, что это не военный переворот, но в 2014 году на выборах президента страны победил Абдель Фаттах ас-Сиси. Этот политик заработал невероятную популярность, когда годом ранее, будучи в статусе председателя Верховного совета вооруженных сил, поддержал выступления против власти исламистов.
Мясо слона на праздник и алмазы для жены
В 1982 году случилось небывалое: в Южной Родезии в результате честных и прямых выборов к власти пришел чернокожий президент Роберт Мугабе. На протяжении всей истории этой южноафриканской страной управляло белое меньшинство.
Получив заветное кресло, президент переименовал страну в Зимбабве, а столицу Солсбери – в Хараре, чтобы ничто не указывало на колониальное прошлое. После этого взор Роберта Мугабе как обладателя четырех дипломов Лондонского университета пал на белых фермеров. Так получилось, что в новоиспеченном Зимбабве плодородные земли обрабатывали потомки буров, или белых переселенцев из Европы.
Страна неплохо зарабатывала на экспорте аграрной продукции и полностью себя обеспечивала. Роберт Мугабе решил отобрать у белых землю и отдать ее своим земледельцам-соплеменникам шона. В результате реформы и перераспределения земли этот сектор экономики отправился в небытие. В Зимбабве возник дефицит продовольствия, выросла инфляция.
После того как власти Зимбабве начали сгонять в резервации племена скотоводов матабеле (а это вызвало среди них болезни и многочисленные смерти), в отношении официальной Хараре ввели санкции.
Экономика африканской республики, и так дышавшая на ладан, просто рухнула, а инфляция показывала такие значения, что в Зимбабве пришлось отказаться от собственной валюты в пользу доллара как расчетного средства.
На этом фоне Роберт Мугабе не забывал о личном благосостоянии и праздновал дни рождения на широкую ногу. К его столу подавали блюда из мяса слона, буйвола, антилоп и других экзотических животных. Цена таких банкетов переваливала за несколько миллионов долларов.
Свое недовольство зимбабвийцы проявили, когда проголосовали на выборах президента в 2008 году за оппозиционного политика Моргана Цвангираи. Правда, опытного африканского диктатора это не смутило, и он продолжил править страной, как и прежде, не обращая внимания на результаты голосования.
Терпение военной элиты подошло к концу в ноябре прошлого года, когда стала распространяться информация, что молодая жена Грейс Мугабе метит на место 92-летнего диктатора.
В результате бескровного переворота Роберта Мугабе отстранили от власти и разрешили жить в своей резиденции, а руководство страной получил (сперва временно, а потом в результате выборов) его бывший соратник Эммерсон Мнангагва, который носит яркое прозвище "крокодил".
* Организация запрещена в России и ряде других государств.