Во время командировки в Чечню в июне 1996 года Николай Иванов был захвачен боевиками в плен, где его держали в подземных тюрьмах, неоднократно выводили на расстрел, сбрасывали живьем в могилу. Иванов был освобожден из чеченского плена спустя четыре месяца в результате спецоперации.
"Знаете, эта азбука плена, ей учишься на собственной шкуре, и учишься каждый день. Для меня важным оказалось вывести для себя три формулы: первое – если тебя сразу не убили, значит, ты им нужен. Ты должен бежать, когда тебя гонят, и терпеть, когда тебя бьют, ты должен не унижаться, потому что таких презирают. В плену оказалось очень важным не потеряться во времени. Третье – психологически трудно погибнуть в безвестности. По всем зинданам, ямам, по которым меня таскали, в каждой яме я, не надеясь ни на что, царапал свои инициалы. Это меня поддерживало. Боевики звали меня "Чехов", и я думал: если я выйду из плена, я обязательно об этом напишу", ― рассказывает Иванов.
Писатель считает основополагающим для себя быть ответственным за то, кто мы, какие мы в этом мире, как мы ведем себя, помогаем или не помогаем другим, как мы взаимодействуем с окружающими. Этот принцип Иванов соблюдает и в творчестве, писатель считает недопустимым выпустить в свет фальшивое произведение.
Николай Иванов – автор 20 книг прозы и драматургии, кроме того, он преподает студентам основы журналистики в экстремальных условиях.
"Когда меня освободили, я прикинул: моим освобождением занималось более 200 человек. Ни один из них меня не предал, не бросил семью. Когда я слышу разговоры, что все вокруг сволочи, я говорю: а вокруг меня такие надежные люди, друзья, которые пойдут за мной. Если рядом с тобой сволочи ― уйди оттуда и сам не будь сволочью. Есть такая расхожая фраза "пойти в разведку", важнее самому себе сказать: "Возьмут ли в разведку меня?" ― говорит Иванов.
Встреча с российским писателем и публицистом, председателем Союза писателей России Николаем Ивановым на радио Sputnik Беларусь была организована при поддержке Международного медиаклуба "Формат А3".
Беседу с российским писателем и публицистом Николаем Ивановым смотрите в видеотрансляции.
Читайте также:
- Пастернак о книгоиздании: через двадцать лет стали реже ошибаться
- Григорьев: ни одна страна не может позволить писателю жить с литературы
- Казаков: нельзя доводить общество до безумного расслоения