Японский чемпионат мира по фигурному катанию в первый послеолимпийский год получился просто фантастическим, но оставил после себя больше вопросов, чем ответов.
Соревнования среди спортивных пар в Сайтаме подтвердили многолетнее правило в этом виде – победит тот, кто не упадет и выполнит свою программу в полном объеме. Падение при столкновении Ванессы Джеймс с итальянским фигуристом на финальной разминке перед короткой программой стало для французской пары роковым. Проигрыш в короткой программе 12 баллов отыграть практически невозможно. После этого психологически французы не готовы были бороться за мировое золото.
Победа китайской пары Суй Вэныцзин и Ханя Цуна не выглядит абсолютной – они были первыми среди равных.
Три российские пары, оказавшиеся по итогам чемпионата в пятерке сильнейших, себя еще покажут. От любого из российских дуэтов можно ожидать чего угодно. Уровень сложности у всех сегодня практически одинаков, китайцы победили в силу опыта и хорошей хореографии. У второго российского дуэта Натальи Забияко и Александра Энберта данные абсолютные. Наталья Забияко в силу природной красоты на льду смотрится очень эффектно. Уже в следующем сезоне от этой пары можно ожидать очень много.
В танцах на льду все проще и понятнее. Есть Габриэла Пападакис с Гийомом Сизероном и есть все остальные. Разница в классе столь велика, что о том, кто будет чемпионом, вопрос не стоит.
После шестилетнего перерыва российские танцоры вернулись на пьедестал. Но что из этого следует? Ничего. Никто не знает, кто на подходе в танцах в Канаде и США у Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда.
Справедливости ради стоит заметить, что российским танцевальным парам не хватает техники. У многих как-то стерлось в памяти то обстоятельство, что российская танцевальная школа на льду, доминировавшая все 90-е и начало "нулевых" годов, имела свое имя и фамилию. На протяжении пятнадцати лет в танцах побеждали ученики самого невезучего тренера в мировом фигурном катании – Натальи Дубовой.
Начиная с Марины Климовой и Сергея Пономаренко – олимпийских чемпионов Альбервиля и заканчивая последними российскими олимпийскими чемпионами в танцах Татьяной Навкой и Романом Костомаровым – все российские танцоры прошли школу Дубовой. Ни с кем из своих пар она не дошла до высшей ступени на олимпийском пьедестале, на то были свои, не всегда спортивные причины. Но ее почерк у них у всех остался. Не знаю, консультировала ли она французов, но пара Пападакис и Сизерон по сути принадлежит к "дубовской" школе – когда нет ничего лишнего, когда физическое усилие при катании, поддержках и вращении не видно и не ощущается.
Нынешние российские пары Виктория Синицина и Никита Кацалапов, Александра Степанова и Иван Букин хороши, как никогда. Они делают все, что делают другие. Но ощущение тяжести, некоторой зажатости вполне очевидно. Нет той рафинированности, которая нужна для побед. Им не хватает класса конька. Придет это к ним или нет, покажет время.
Одиночный турнир как откровение
Одиночный турнир как среди мужчин, так и среди женщин на прошедшем чемпионате стал откровением. Не в спортивном, а в чисто человеческом смысле.
Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю превзошел самого себя. Зная и понимая, что по всем основным показателям он уступает своему основному конкуренту – американцу Натану Чену, он не побоялся поставить под сомнение свою блистательную карьеру. Поставить не где-нибудь, а на домашнем чемпионате. Ханю всегда везло: то соперники травмировались и пропускали сезон, то не рассчитывали силы на главные старты. Но на прошедшем первенстве, невзирая на то, что он стал вторым, он подтвердил свое первенство в чисто человеческом и спортивном измерении. После этого чемпионата его вполне можно называть легендой.
С российскими фигуристами все гораздо проще и яснее. Невооруженным взглядом видно, что психологический груз силы соперников давит на ребят. Их катание стало вполне привычным. Как катание на американских горках – дух захватывает.
Обрести уверенность в самих себе Михаилу Коляде или Максиму Ковтуну может помочь только Татьяна Тарасова. Все помнят слова олимпийского чемпиона Алексея Ягудина: "Когда Татьяна у борта, чувствуешь себя как за каменной стеной". Энергетику Татьяны Анатольевны преодолеть невозможно, одно ее присутствие в качестве тренера вызывает дрожь у соперников. Тем более что в одном из недавних интервью она сказала, что не против вернуться в фигурное катание в качестве тренера. Но при этом добавила: вернуться дома, а не в Америке или Беларуси.
Женское лицо японского чемпионата
От российских одиночниц все ждали только золота. Но при этом опасались, что, "передравшись" между собой, они вполне могут пропустить на высшую ступень пьедестала японку Рику Кихиру.
Признаюсь честно, я не верил в то, что Алина Загитова, которой в мае исполнится 17 лет, сумеет преодолеть тот психологический пресс, который обрушился на нее, слишком велики были ожидания и надежды, связанные с нею. То, что она показала на льду в Сайтаме, запомнится надолго.
Она на самом деле великая спортсменка. Впервые в истории российского женского одиночного катания Загитова стала обладательницей полного титула – чемпионка мира и Европы, Олимпийских игр.
Но, с моей точки зрения, сравнивать ее с Ириной Слуцкой не совсем корректно. У Слуцкой была своя спортивная судьба, без Слуцкой не было бы сегодня Алины Загитовой. Слуцкая прошла три Олимпиады. В Солт-Лейк-Сити она должна была и могла победить. Ирине Слуцкой просто не повезло. Она выступала в "золотой" непробиваемой российской сборной, когда россияне в трех видах всегда побеждали, а женский одиночный турнир завершал спортивную программу по фигурному катанию. В Солт-Лейк-Сити при старой судейской системе Слуцкая проиграла одним голосом.
Российское женское одиночное катание за последние 20 лет реанимировало этот раздел в фигурном катании, который до этого, признаемся честно, мало у кого вызывал интерес. Такой страсти, такого накала в соревнованиях женщин не было никогда.
За российских фигуристок сложно болеть, их нужно и очень полезно ругать перед ответственными стартами – победить может любая из них.
Сегодня российская сборная может выставить два полноценных состава среди женщин. А в следующем году, возможно, и три. Смогут ли Алина Загитова, Евгения Медведева и другие российские фигуристки постоянно выдерживать столь мощный психологический стресс, связанный с попаданием в сборную России? Или стоит как-то разрядить ситуацию и кому-то из российских девушек перейти в другие сборные?
Причем в сборную придут те спортсменки, которые выполняют прыжки в четыре оборота. В тени от восторгов от победы Загитовой не стоит забывать тот факт, что занявшая второе место представительница Казахстана Элизабет Турсынбаева, вернувшаяся после пяти лет тренировок у Брайна Орсера к Этери Тутберидзе, впервые в истории женского одиночного катания исполнила прыжок в четыре оборота.
Кто сегодня вспомнит, кто из женщин был победительницей чемпионата мира в 2002 году? Но все знают, что в 2002 году прыжок в четыре оборота на юниорском первенстве впервые исполнила японка Мики Андо. И в этом смысле Турсынбаева уже вошла в историю мирового фигурного катания.
Наверняка это станет поводом для пересмотра при начислении баллов у фигуристок за исполнение прыжков, и как знать, будет ли один четверной "стоить" дороже двух тройных акселей у той же Рики Кихиры.
У Элизабет Турсынбаевой, в отличие от ее российских конкуренток, есть одно преимущество – психологическое. Она может готовиться к любому турниру, не задумываясь, возьмут ли ее в сборную или нет. Бесспорным остается и тот факт, что федерация фигурного катания Казахстана, окрыленная успехом своей фигуристки, сделает все возможное, чтобы представительница этой страны впервые стала чемпионкой мира, а может быть, и Олимпийских игр в этом виде спорта.