Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне

© Sputnik / Виктор ТолочкоГлавный зоотехник ОАО "Нестановичи" малиец Шака Кейту
Главный зоотехник ОАО Нестановичи малиец Шака Кейту - Sputnik Беларусь
Подписаться
Про круговорот молока и долгов, рис и голубцы, многоженство и настоящую любовь Sputnik рассказал малиец Шака Кейту, который вот уже 30 лет сражается с нашей действительностью на ферме под Логойском.

"Когда проблем много, начинается азарт: ну что еще может случиться? Как-то сижу, думаю, где взять солярку и деньги на зарплату, а тут прибегает скотник и кричит: "У меня конь сбежал с телегой!" Человек был уверен, что председатель должен все бросить и побежать ловить его коня", – рассказывает случай из серии "будни председателя" главный зоотехник ОАО "Нестановичи" Шака Кейту корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной.

Белорусско-украинская граница - Sputnik Беларусь
За грибами по пропускам: как живут белорусы на границе с Украиной

Председателем тогда он так и не стал, хотя долго исполнял обязанности. Главный специалист – это вершина карьерного роста для лиц без гражданства в нашей стране.

Моего отца зовут Демба, но я Шака Федорович

В 90-е годы прошлого века 12 выпускников биологического лицея из западно-африканского государства Мали отправили обучаться премудростям сельского хозяйства в аграрную Беларусь.

Спустя 20 лет после окончания тогда Горецкого сельскохозяйственного института бывшие зоотехники встретились – и оказалось, что только один Шака Кейту внедряет свои знания на практике. Остальные стали экономистами, страховыми агентами, один даже репетитором по французскому языку в Чехии.

© Sputnik / Виктор ТолочкоВ ведении главного зоотехника 1383 коровы и сотни гектаров сельхозугодий
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
В ведении главного зоотехника 1383 коровы и сотни гектаров сельхозугодий

"Я вернулся с дипломом домой и хотел остаться в Мали. Но мне заплатили за дипломный проект и сообщили, что трудоустроить не могут", – рассказывает Шака Кейту.  

Зато в Беларуси он работу искал недолго. Вакантных мест животноводов и зоотехников хватало всегда. Вместе с новой должностью на другом континенте африканец получил и новое имя – "Федорович".

"Моего отца зовут Демба, но у нас нет отчеств. В Беларуси людям было неудобно ко мне обращаться, вот они и придумали", – улыбается Шака Федорович, сегодня уже и сам привыкший к своему местному имени-отчеству.

С самого начала его непривычный для наших широт цвет кожи, естественно, вызывал повышенное внимание.  

На первом же месте работы, в хозяйстве Могилевской области, Шаку разыскали журналисты и написали о нем статью. Газету прочли девчонки-птичницы из Логойского района, где как раз искали зоотехника.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРабочий день на ферме начинается рано
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
Рабочий день на ферме начинается рано

Одна из них, кстати, нынешняя жена африканца, осторожно положила газету с фотографией на стол председателю и спросила: "А что, если пригласить этого?"

Так Шака Федорович перебрался поближе к столице. В Логойском районе он работает уже 20 лет. Начинал в небольшом колхозе с непонятным для него названием "1 Мая". Позже несколько хозяйств объединили.

Сейчас в ведении главного зоотехника ОАО "Нестановичи" 1383 головы дойных коров и сотни гектаров сельхозугодий. Шака Федорович дает разнарядки и следит за работой доярок, животноводов, трактористов.

"Федорович – хороший руководитель, справедливый, грамотный, спокойный. Чтобы крепкое слово загнул, это его надо очень сильно довести", – отзываются о чернокожем коллеге на ферме.

В частные руки – не лучший вариант

"В этом году из-за погоды урожай зерновых был небольшим. Животноводческой продукции мы получили меньше, чем в прошлом году. Кроме того, животноводство – это такой замкнутый круг, даже если пять человек работают отлично и только один плохо, результат всех сводится к нулю.

© Sputnik / Виктор ТолочкоЧтобы ездить по сельским дорогам, Шака купил высокую "Ладу"
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
Чтобы ездить по сельским дорогам, Шака купил высокую "Ладу"

Большую роль играет человеческий фактор", – пытается объяснить мне Шака, почему "Нестановичи" по производству продукции занимают незавидную 10-ю строчку в районе.

Мы встретились с ним на одной из пяти ферм хозяйства. Ферма действительно немаленькая. Коровы мычат, доярки и скотники снуют туда-сюда, пожарные приехали продуть засорившуюся вакуумную трубу, в общем, работа кипит. Шака, из-за своих неславянских габаритов возвышающийся над всем этим, спокойно наблюдает за происходящим.

"Сейчас почти все процессы механизированы, поэтому даже уровень рабочих должен быть соответствующим. Но в Беларуси делают упор на подготовку специалистов высшего звена. Этого недостаточно", – считает Кейту.

Прогуливаясь по просторному залитому солнцем двору фермы, мы с ним пытаемся найти ответ на самый популярный в стране вопрос: как помочь сельскому хозяйству.

© Sputnik / Виктор ТолочкоМарина иногда ругает мужа за то, что он мало времени проводит дома, но по всему видно, что живут они дружно
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
Марина иногда ругает мужа за то, что он мало времени проводит дома, но по всему видно, что живут они дружно

"Увеличить помощь государства, как во многих странах. Отдать в частные руки – не лучший вариант. Если только с условием, что частник сохранит коллектив. Но ему это не выгодно. Он оставит лучших. А остальных куда? Люди ведь пропадут. У нас сейчас работает 160 человек. Кто-то лучше, кто-то хуже. Куда они денутся? Пойдут воровать?" – объясняет свою точку зрения специалист.

Один день из жизни зоотехника

Из дома Шаки Кейту на работу ведут две дороги: хорошая, но длинная – 16 км, и короткая, но опасная для подвески. Шака выбирает вторую. Так экономнее в плане топлива. А чтобы сохранить подвеску, он купил себе "высокую" Ладу.

День зоотехника Кейту начинается в 5 утра. В 6 он уже на одной из ферм наблюдает за дойкой. В течение дня Федорович должен объехать все пять ферм хотя бы по разу. В 7 утра специалисты обсуждают наряды, а в 8 приступают к их исполнению.

"Сегодня я должен оформить договор перевода долга через Борисовский молокозавод для получения шрота с комбината хлебопродуктов", – говорит Шака и поясняет загадочный круговорот молока и долгов в природе производства сельскохозяйственной продукции.

Задействованы в этом хитром процессе хлебокомбинаты, молокозаводы и сами хозяйства. Одни предоставляют вторым в долг семена, корма и даже деньги на зарплату, когда приходится. Вторые пытаются рассчитываться молоком.

© Sputnik / Виктор ТолочкоШака признается, что за 30 лет в Беларуси так и не смог понять, как можно прогулять работу из-за выпивки
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
Шака признается, что за 30 лет в Беларуси так и не смог понять, как можно прогулять работу из-за выпивки

"Молоко – очень ходовой товар. За него предлагают и 70 копеек за литр, но мы не можем самостоятельно искать покупателей, отдаем только своему молокозаводу по 49 копеек. Мы им много должны за прошлые годы", – объясняет Шака.  

Деревня Кудричи в белорусском Полесье  - Sputnik Беларусь
Люди на болоте: как вместе с водой уходит жизнь из белорусской Венеции

Живые деньги во взаиморасчетах аграриев и промышленников не участвуют. Если крайние обстоятельства вынуждают срочно купить какую-то запчасть, чтобы завести трактор, животноводам приходится идти против правил и продавать часть молока на сторону за наличку.

"Но это крайние меры", – уточняет зоотехник. 

По дороге в контору за документами ему сообщают по телефону об очередном ЧП. Тракториста поймали гаишники с "лысой резиной".

"С точки зрения ГАИ, он, конечно, виноват. С точки зрения трудового кодекса, человек не мог не выйти на работу и не поехать на кормораздачу. Тем более что инженер ему дал путевку! И он поехал на "лысой резине", потому что нет у нас денег купить новую", – пожимает плечами Шака и говорит, что из-за сегодняшнего инцидента трактористу и инженеру придется заплатить штрафы, а ему завтра думать, где найти другой трактор.

"Тяжело ему тутака. Колхоз большой стау, объем большой. И на все один врач и один зоотехник. Раньше у нас был яшчэ один, ён отработау два гады и уехау", – искренне жалеет начальника доярка Елена Дворецкая, которая помнит Кейту с самого своего детства.

"В такое хозяйство, как наше, не помешало бы еще три врача и зоотехник", – скажет мне позже Шака.

© Sputnik / Виктор ТолочкоЖивут Шака с Мариной в добротном колхозном доме
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
Живут Шака с Мариной в добротном колхозном доме

Тем не менее, он уверен, что заработать на земле сегодня все-таки можно:

"Средняя зарплата у нас 460 рублей. Если хорошо работать, можно заработать и больше. Например, тракторист может получать по 500-600 рублей, а во время посевной – и до полутора тысяч".

Сам Шака своей зарплатой доволен, говорит, что "получает на руки 860 рублей".

Эти тракторы делали в Беларуси или в Африке?

"Помню, в 88-м году первый раз прилетел в Москву. Был сентябрь, +13°С, а вылетали мы из +33. Холод показался смертельным", – смеется Шака Кейту.

За 30 лет в Беларуси он прочувствовал на себе даже минус 34°С!

"В морозы я уже давно больше волнуюсь не за себя, а за помещение с животными. Вода может замерзнуть. Мороз больше 30 градусов был как раз, когда я исполнял обязанности председателя в колхозе. Ни один трактор не завелся.

У меня была настоящая паника, я кричал: "Эти тракторы делали в Беларуси или в Африке?" А потом даже инженеру на завод позвонил", – делится Шака забавной историей, которая закончилась тем, что и.о. председателя развозил корма на единственном транспорте, который смог поехать, – личном "Форде".

— Не обидно, что вы столько сил вкладываете, работаете без выходных, а желаемого результата нет?

— Бывает обидно, иногда даже появляются мысли все бросить и переехать в город, – откровенничает Шака. – Но что я буду делать в городе? Учителем французского меня не возьмут без педобразования, а зоотехники там не нужны…

© Sputnik / Виктор ТолочкоПо подворью зоотехника важно прогуливаются куры и гуси, а в хлеву есть еще поросенок
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
По подворью зоотехника важно прогуливаются куры и гуси, а в хлеву есть еще поросенок

Люблю голубцы, потому что в них рис

Когда-то в Логойский район Шака Кейту переезжал с женой и двумя детьми. В деревне женщина долго не выдержала, уехала в Минск. Но дети до окончания школы оставались с отцом. Шака растил их самостоятельно, без отрыва от производства.

И родители, и учителя настраивают хоростовских школьников на то, что надо учиться и получать профессию - Sputnik Беларусь
Выпускники сельской школы: мы очень любим свою деревню, но все уедем

Тогда, больше десяти лет назад, я в первый раз приезжала делать материал про Кейту и была у него в гостях. Помню, как удивилась образцовому порядку в доме одинокого мужчины, воспитывающего двух детей-подростков.  

Сейчас Расим и Фатима живут отдельно в городе, к отцу приезжают на выходные.

11 лет назад в доме Кейту появилась новая хозяйка, та самая птичница, предложившая когда-то его кандидатуру на должность зоотехника.

Живут Шака с Мариной в добротном колхозном доме. В ухоженном дворе громко лает пес Тузик и важно прогуливаются куры. 

В сарае есть еще поросенок. Шака, хоть и мусульманин, свинину ест, потому что "говядина – слишком дорогой продукт для сельских жителей".

Белорусская картошка для него "вторым хлебом" так и не стала. Главным блюдом на столе в этой семье был и остается рис.

"Я сам научил Марину правильно его готовить. Из вашей кухни еще люблю голубцы, потому что в них тоже есть рис", – смеется Шака.

Однажды он привез с родины семена знакомой с детства суданской травы и попробовал высадить их в теплице и огороде.

"Та, что росла на улице, погибла первой. Парниковая выросла, уперлась в крышу - и тоже погибла. Она растет до двух метров, но полной вегетации дождаться не удалось", – констатирует агроном.

© Sputnik / Виктор ТолочкоПожарные приехали на ферму продуть засорившуюся вакуумную трубу
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
Пожарные приехали на ферму продуть засорившуюся вакуумную трубу

Как все жены, Марина ругает мужа за то, что он мало времени проводит дома и много – на работе, а Шака, как все мужья, колет дрова, "чтобы снять нервное напряжение".

"Марина не разрешает мне никого нанимать. Даже когда времени нет, ночью буду рубить", – утверждает хозяин.

И. о. председателя с видом на жительство

Если не считать множества ежедневных рабочих вопросов, на самом деле у зоотехника-африканца в Беларуси сейчас только одна большая проблема – у него нет гражданства.

По этой причине Шака не мог проголосовать на выборах за Александра Лукашенко, хоть и оканчивал с ним один вуз. По этой же причине любое правонарушение, в том числе пьянка или драка, могут закончиться для него депортацией.

Из-за отсутствия гражданства Шака Кейту не может и узаконить свои отношения с любимой женщиной.

"В загсе просят бумагу из Мали о том, что я там не был женат", – разводит руками Шака и уточняет, что заказать документ через посольство не получилось, за оригиналом нужно ехать самому.

© Sputnik / Виктор ТолочкоПес Тузик, в отличие от хозяев, гостям не слишком рад
Отец Демба, а я Федорович: африканец 30 лет работает в белорусской деревне - Sputnik Беларусь
Пес Тузик, в отличие от хозяев, гостям не слишком рад

Остальное – мелочи, с которыми малиец уже свыкся: виза в Россию, иначе снимут с самолета, как уже было один раз! Отказ от высоких должностей, иначе карьера закончится на "и.о. председателя". И так тоже было, правда, на высокие должности Шака и сам не претендует.

"Я плачу налоги, пенсию, узнавал, получу, лечиться могу, детей вырастил, в школу они ходили, сын в армии отслужил", – описывает свой статус человек с видом на жительство.

Деревня Калита Смолевичского района находится в 30 километрах от Минска - Sputnik Беларусь
У меня цирроз, но зарплата большая: кому в деревне жить хорошо

На самом деле получить гражданство – для  Кейту вопрос скорее не практический, а патриотический. Среди условий: отказ от гражданства своей страны и отсутствие в течение года административных правонарушений. 

"За все эти годы дважды меня останавливала ГАИ за превышение скорости", – признается Шака.

Но административных нарушений у него гораздо больше.

"Пожарные, когда приходят на ферму, всегда находят, за что составить протокол на руководителя. Электрики тоже всегда покажут, какой плафон не закручен. Правда, они стараются наказывать по минимуму", – улыбается, рассказывая о местных особенностях, зоотехник.

"К тому же у меня не хватает смелости сказать своему послу: "Я отказываюсь от своей родины", – добавляет он уже серьезно и безнадежно вздыхает: "Вот если бы можно было взять двойное гражданство…"

P.S. Марина, в отличие от сотрудников загса, мужу верит. Несмотря на свой неузаконенный статус, по всему видно, что живут они с Шакой душа в душу. Хоть и не скрывают, что за все годы так и не смогли до конца понять менталитет двух своих народов.

"Никогда бы не смогла принять многоженство", – говорит единственная, хоть и гражданская супруга.

"А я не могу понять, как можно напиться, не пойти на работу и не бояться, что тебя уволят!" – восклицает Шака и уточняет, что сам всегда с радостью в праздник поддержит белорусскую компанию, но "только патрошки".

Лента новостей
0