Дома у 27-летнего Мгера Минасяна множество самых разных наград. Но самая ценная для него – благодарность лучшему сотруднику месяца. Парень стал первым в Минске человеком с синдромом Дауна, который нашел официальное место работы. И тем самым доказал: все невозможное возможно. Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева побывала у него в гостях.
Самый обычный ребенок
Дома у Мгера, гостей встречают всегда радушно. Приглашают за стол, на котором дымится свежая выпечка ("Приготовила мама, но я тоже умею"). А потом начнется долгий разговор – о природе и политике, музыке и театре, и даже делах сердечных.
И в какой-то момент ловишь себя на мысли: самый обычный человек. Пусть и с лишней хромосомой.
Мгер потрясающе играет на фортепиано. Он танцует вальс и танго. Выступает на сцене в театральной студии "Солнечные дети", говорит на армянском языке.
Во многом его сегодняшние заслуги – бесконечный труд мамы.
…О том, что у ребенка синдром Дауна, Мариетта узнала только после его рождения.
"Два месяца я не выходила из комнаты – не могла успокоиться", – признается Мариетта Минасян Sputnik.
Позже стало понятно, что вечно прятаться от диагноза невозможно. Остается только эту правду принять и жить дальше.
Никто и никогда не относился к Мгеру как к больному ребенку. Он мыл посуду, учился готовить еду, убирался в комнате наравне со своими старшими братьями.
"Когда врач сказала, что он больной, я ей ответила: "Мы еще посмотрим". И решила растить своего ребенка так, как остальных детей. "Что значит – ты не можешь? – говорила я Мгеру. – Все могут, значит, и ты можешь", - вспоминает Мариетта.
Ходил в обычную школу
В 1999-м Минасяны переехали в Беларусь: отцу Мгера здесь предложили работу. Мальчику тоже пришлось вливаться в коллектив.
Жили тогда в деревне Михановичи под Минском. Специальных школ там не было, и Мгера отправили в обычную.
"Над сыном в школе все дрожали. Ему только операцию на сердце провели, и педагог попросила детей заботиться о нем", – рассказывает Мариетта.
"Был случай, что он упал – так все бросились его спасать! Пока учитель дошла, его уже на стул усадили", – добавляет собеседница.
Даже в оценках Мгер не уступал другим ребятам – учителя были удивлены его способностями. Но вскоре семье выделили квартиру в Минске, и ребенку пришлось искать новую школу.
На этот раз пришлось идти в специальное учреждение. Мгер вспоминает о нем с тяжелым сердцем.
"В интернате учились дети с самыми разными особенностями. Все бились, пинались, толкались. В общем, жуть. Я думал, как бы быстрее отсюда уйти и больше здесь не появляться", – признается собеседник Sputnik.
Без лишних слов понятно, что мальчику впервые в жизни пришлось испытать разочарование и бессилие что-то изменить: ребенок, которого воспитывали как обычного, оказался в мире особенных людей.
Четыре километра на байдарке
Мгер проводит нас в свою комнату. На самом видном месте благодарность лучшему сотруднику. Рядом – плакат от коллег: Мгера поздравляли с днем рождения.
Жизнь этого парня круто поменялась в 2015 году, когда он стал первым в Минске человеком с синдромом Дауна, получившим официальную работу. И пусть она была не слишком завидной по общим меркам (Мгер был кухонным рабочим), но тогда он доказал, что весь мир, а значит, и все мы меняемся – становимся более дружелюбными и толерантными.
В гостиничном комплексе "Ренессанс" парень проработал три года. Его успели полюбить коллеги. А руководитель однажды даже пригласил на байдарочный заплыв. Плыли четыре километра без отдыха. Маме Мгера (она приехала поболеть за сына) пришлось добираться до финиша на машине.
Но год назад парню назначили серьезную офтальмологическую операцию – пришлось уволиться. Сегодня он снова в поиске. Мгер готов к любой работе, а пока ее нет, решил развиваться и занялся компьютерной техникой. Мгер признается, что у него есть очень амбициозная мечта – когда-нибудь работать в сфере IT.
Хромосома, уходи
Мгеру 27, и, конечно, он мечтает о серьезных отношениях, любви, собственной семье. Правда, пока с этим не сложилось. Но сдаваться он не собирается. Говорит: его имя переводится как "огонь". Огненное сердце ждет любви!
Есть место, где Мгер может открыть свою душу, – это сцена. Уже несколько лет он ходит в студию "Солнечные дети", которая похожа на Театр простодушных в Москве, где люди с синдромом Дауна играют в спектаклях. А по сути – доказывают, что человек с лишней хромосомой может дать миру больше.
После занятий дома Мгер садится за синтезатор – звучат его любимые произведения Огинского и даже сложный в исполнении Турецкий марш Моцарта.
Музыкой занимается с третьего класса, но и сейчас выступает на фестивалях по всей Беларуси. Часто зрители не верят, что этот парень так хорошо играет по-настоящему. Например, однажды к его маме подошли и спросили: "Ваш сын нарисовал подсказки на клавишах?" В Волковыске был другой забавный случай. Организаторы решили, что Мгер будет выступать под фонограмму, и просто не подключили синтезатор.
Но иногда Мгер плачет за игрой. К сожалению, его любящая мама не может оградить его от всего мира. А жизнь то и дело повторяет: он отличается от других, каким бы образованным и талантливым ни был. И всю жизнь он мечтает убить в себе… лишнюю хромосому.
"Он очень не любит, когда ему говорят о диагнозе. Когда он был маленьким, я попыталась ему пояснить: у тебя есть лишняя хромосома, ты не такой, как все. А он думал-думал, а потом сказал: "Буду очень сильно заниматься спортом, чтобы она от меня ушла", – рассказывает Мариетта.
Мгера в городе многие знают, журналисты часто берут у него интервью. Но сам он говорит, что отдал бы все на свете, чтобы быть обычным, чтобы никто не стучался к нему с расспросами. Жить, как все. Работать, как все. Любить, как все.
Справка
Руководитель молодежной общественной организации "Даун Синдром" Ольга Шалковская рассказала Sputnik, что только один человек в Минске с синдромом Дауна сегодня трудоустроен. Так же, как и Мгер, он работает в гостиничном комплексе "Ренессанс".
Людям с инвалидностью получить работу в Беларуси непросто. Их все еще не готовы брать в большинство компаний. Хотя у людей с синдромом Дауна есть немало достоинств – они пунктуальны, аккуратны, исполнительны, отмечает Ольга.
"Во многих странах мира они трудоустроены, работают в гостиничном бизнесе, в небольших магазинчиках, булочных. В Вильнюсе есть хорошие примеры, когда такие ребята работают в больших супермаркетах и подвозят на тележках фрукты и овощи. Есть места, на которых они действительно могли бы приносить пользу и себе, и обществу", – отметила Шалковская.