Еще в 45 году до нашей эры по указу великого древнеримского полководца Гая Юлия Цезаря был введен названный в его честь "юлианский календарь", в котором началом каждого года стало 1 января. Позже, в 1582 году, в результате реформы Папы Григория XIII появился "григорианский календарь". А еще позднее, уже в 1918 году решение об очередной "календарной" реформе принимал Владимир Ильич Ленин, рассказывает известный белорусский этнограф и культуролог Оксана Котович, объясняя расхождение в календарных датах.
"Страны за границей живут на одном календаре, а те страны, которые мы потом назовем Советским Союзом, живут на другом календаре. Ни торговать, ни общаться, ни вести политику невозможно. И тогда Ленин проводит реформу и переводит страну, которая на какое-то время отказалась от религии, на тот самый "григорианский", или, как сейчас говорят, "государственный стиль". И 25 декабря снова вернулось", — говорит Котович.
Что касается народных верований, то первый день Коляд с древних времен был приурочен ко дню зимнего солнцестояния. В ночь с 24 на 25 декабря происходит так называемый переворот и зарождение нового года.
"Разница между католическим и православным календарем сегодня составляет 13 дней. И так сложилось, что у католиков Коляды начинаются с 24-го на 25-е декабря и продолжаются 14 дней. А у православных Коляды начинаются с 6-го на 7-е января и тоже продолжаются 14 дней", — рассказывает Котович.
"Коляды имеют три знаковых дня — первую, вторую и третью кутью. В первую кутью празднуется Рождество Христово, как у католиков, так и у православных. На вторую кутью празднуется Новый год, у православных это Старый Новый год. И заканчиваются Коляды третьей кутьей ― это Крещение Господне. Так языческая или народная традиция соединилась с христианской традицией независимо от конфессии, резюмирует культуролог.