МИНСК, 20 дек – Sputnik, Инна Гришук. Пенсионерка из городского поселка Зельва услышала на одной из месс просьбу сдать на костел по 100 долларов США с каждой семьи и восприняла слова ксендза буквально. Почему нужно это делать, решила выяснить дочка прихожанки, поскольку женщина переживает, что не сможет ходить в костел.
Настоятель местного храма говорит, что обязательных пожертвований в его приходе не может быть. Корреспондент Sputnik разбирался в сложившейся ситуации.
100 долларов с хаты
"Моя мама уже второй раз рассказывает, что нужно сдать на костел по 100 долларов с хаты. Она пенсионерка, живет одна, у нее небольшая пенсия, на костел пожертвовать может и хочет, но не такую большую сумму. Для нее даже 50 долларов многовато", – рассказала читательница Sputnik, дочка одной из зельвенских прихожанок Надежда.
По словам женщины, ее мама еще в прошлом или позапрошлом году рассказывала об обязательном пожертвовании. Тогда смогла собрать только часть суммы. В нынешнем году после одной из месс объявили о новом сборе. Женщина поняла, что это обязательно, дочке рассказала, что нужно скинуться по 100 долларов.
Как рассказала собеседница Sputnik, в Зельве среди католиков сложились свои традиции. Вроде городок небольшой и заработки там небольшие, но денег на костел люди не жалеют. Даже во время пожертвований, которые собираются на воскресном богослужении, люди стараются кинуть в корзинку не меньше остальных. Если положить меньше негласно установленной суммы, то остальные увидят и осудят. Наша собеседница не помнит, сколько принято класть в корзинку, рубль, два или пять, но обратила внимание, что это больше, чем в других, даже более крупных городах.
Прихожане соревнуются, кто больше сдаст
"Всегда удивлялась, Зельва – небольшой городок, зарплаты там низкие, а в костеле хорошо жертвуют. Если есть такая традиция, то пусть сохраняется. Но когда речь идет о крупных суммах – в 100 долларов, и мама начинает жаловаться, что ей уже не хочется ходить на службу, потому что не получается сдать такие деньги, что придется их брать из отложенных на собственный ремонт, то нужно как-то разбираться, почему там такие обычаи", – рассказала Надежда.
Женщина вспоминает, как однажды ее мама переживала, что ее после смерти не будут отпевать в Зельве, если она не поучаствует в сборе денег.
Женщина не исключает, что прихожане могли неверно понять слова ксендза, ведь всегда в костелах пожертвования были добровольными. Возможно, это было сказано в виде шутки или пожелания, чтобы храму помогали все католики. А потом эти слова наложились на местные традиции и желание не отставать от остальных.
Собеседница Sputnik уверена: если это так, то нужно, чтобы людям объяснили, как и сколько жертвовать денег. С прихожанами поговорить, чтобы не соревновались в том, кто больше пожертвует на храм, чтобы не осуждали тех, кто не может сдать, как остальные.
"Местный ксендз хороший, пользуется у верующих большим авторитетом, всегда просит, чтобы католики были ближе к костелу, чаще посещали службы, участвовали в жизни прихода, были, как он говорит, не "захожанами", а "прихожанами", – вспоминает женщина.
Собрали на ремонт 20 тысяч долларов
Чтобы разъяснить ситуацию с пожертвованиями, корреспондент Sputnik обратилась к настоятелю костела святой Троицы в Зельве. Ксендз Яцек Маркель не поверил, что такое может происходить в его приходе.
"Я впервые такое слышу, чтобы я собирал такие суммы", – удивился он.
Он рассказал, что действительно в костеле собирали пожертвования на ремонт здания, который прошел два или три года назад. Тогда силами прихожан удалось собрать не меньше 20 тысяч долларов, которые вложили в обновление храма, ремонт давно закончен. Сделана покраска костела, установили новые котлы, заменили проводку.
Настоятель рассказал, как собирались деньги на ремонт костела. Сначала было совещание с костельным комитетом, на котором пытались понять, какую сумму можно собрать силами местных верующих. Затем сделали объявление среди прихожан, спросили, хотят ли они помочь, предложили людям составить списки, в которых они указали, какие суммы смогут пожертвовать.
"По этим спискам мы смогли понять, какой суммой сможем располагать, чтобы составить план работ. Ремонт был необходим, ведь костел в советское время 50 лет использовался не по назначению, а пожертвований, которые собираются на воскресных службах, недостаточно, чтобы провести такие серьезные работы", – пояснил ксендз.
Пожертвования были добровольными
Предполагалось, что каждый написал сумму, которая не пробьет брешь в семейном бюджете. Вносить ее можно было сразу или несколькими частями в течение двух лет.
"Пожертвования были добровольными. Кто-то принес 100 долларов, а кто-то 20. Все собранные средства уже потрачены на ремонт. И в ближайшие лет 5-7 мы не планируется проводить серьезных работ по обновлению храма, на которые придется собирать пожертвования", – отметил ксендз Яцек.
Как сообщил пресс-секретарь Гродненской католической епархии Антоний Гремза, у епархии нет замечаний и жалоб на работу священника. Они также попытались разобраться в данной ситуации, выяснили, что пожертвования в костеле в Зельве собирались на ремонт костела три года назад. Тогда деньги собирали с участием костельного комитета, верующим сообщали, что пожертвования должны быть добровольными.
"Если сейчас кому-то было предложено сдать определенные суммы, то ксендз такое не предлагал. Если прихожанка не может сделать пожертвование, то не нужно это делать. Ксендз за нее помолится в любом случае", – отметил Гремза.
В отделе идеологии Зельвенского райисполкома, сотрудники которого курируют религиозную жизнь района и регулярно посещают католический храм, также сообщили, что сдавать фиксированные пожертвования настоятель зельвенского костела никогда не предлагал, если люди хотят финансово помочь костелу, то сами решают, какую сумму принести.
Костел святой Троицы в городском поселке Зельва можно считать одним из самых красивых на Гродненщине. Он построен в неоготическом стиле из желтого кирпича, включен в список историко-архитектурного наследия Беларуси.
Храм возвели на месте деревянного и освятили в 1913 году. В советское время его приспособили под магазин, затем отдали местному колхозу под зернохранилище и склады. Святыню вернули католической общине в 1989 году.