Об объеме белорусского рынка криминальных авто все собеседники Sputnik говорили очень осторожно. Оценить его сложно. Есть цифры только по вычисленным машинам: в прошлом году уголовные дела были возбуждены по 250 фактам подделки VIN-номеров, за 9 месяцев этого года таких фактов было около 130.
VIN-номер – идентификационный номер, состоящий из 17 знаков, по сути – паспорт автомобиля, в котором зашифрована вся информация о нем – от сведений о производителе до даты выпуска. Обычно наносится на неразъемные части кузова или шасси.
"Есть категория людей, у которых на дорогой автомобиль, к примеру, BMW Х5, денег нет, но очень хочется, и они сознательно идут на риск. На таких глупцов это все и рассчитано", – объясняет Sputnik один из экс-перегонщиков из 90-х, на чем держится сегодня – в условиях доступных новых бюджетных авто – криминальный рынок машин.
Он видел, как это делалось в 90-е и нулевые, когда формировались основные схемы манипуляций с VIN-номерами: польским полицейским можно было показать комсомольский билет и убедить их, что это водительское удостоверение. Эти схемы остаются рабочими и по сей день – несмотря на многократно возросший контроль и профессионализм правоохранительных органов.
"Сглашенки"
Есть, как минимум, три нечестных способа попытаться сэкономить на приобретении автомобиля, пригнанного из-за границы.
Первый – так называемая "сглашенка" – негласный договор с иностранным хозяином нового автомобиля о том, что его автомобиль угонят, а хозяин не будет спешить с заявлением в полицию, подождет, пока угнанный автомобиль покинет пределы его страны.
Профит хозяина в этом случае – в страховке, которую он получает за угон.
"Когда этот автомобиль становится на учет, машина "загорается" в базе угнанных. В итоге это авто становится невыездным. Но тут надо понимать, что речь идет о машинах под 100 тысяч долларов. И вот к тебе приходят и говорят: "Есть такой автомобиль, он с документами, но он невыездной". И эту машину, которая в салоне стоит 150 тысяч долларов, тебе предлагают купить за 30. Чувствуете разницу?" – рассказывает собеседник Sputnik.
Буквально пару месяцев назад белорусские правоохранители по просьбе российских коллег проводили проверку по автомобилю "Лексус", похищенному на территории РФ. В розыск он был объявлен уже после того, как был поставлен на учет в Беларуси.
"Российские коллеги расследовали дело о мошенничестве. Здесь мы провели проверку, к нам приехал давать показания российский потерпевший. Было видно, что он не совсем искренен, мы сделали вывод, что в РБ преступления не было. Оценку действиям российского потерпевшего будут давать уже российские правоохранительные органы", – рассказал Sputnik начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса Главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД РБ Александр Самило.
А что с машиной? Ее судьбу – при наличии иска от страховой или бывшего владельца – решает суд. Известны случаи, когда белорусский суд принимал решение в пользу российских потерпевших и возвращал им автомобили.
Эту схему, по ощущениям всех собеседников Sputnik, сейчас используют нечасто – активное сотрудничество правоохранительных органов сделало ее слишком рисковой.
Снизить риск можно, если в угнанном по соглашению сторон автомобиле еще и перебить номера – изменить их под VIN конкретного "умершего" авто такой же модели и года выпуска.
Перебитые номера
Машины с перебитыми VIN-номерами по-прежнему регулярно задерживают на белорусской границе. Но чаще это все-таки не угнанные по соглашению сторон авто, а честно купленные машины, которые таким образом пытаются ввезти в Беларусь без уплаты таможенных пошлин.
Как это работает? В Беларуси "гибнет" авто – разбивается или сгорает. Но от него остаются документы и номера. За границей находится похожий автомобиль – модель, год, лучше даже и цвет. А потом либо белорус едет с документами и номерами туда, либо автомобиль перегоняется сюда, а дальше – дело техники.
Эту схему тоже придумали не вчера.
"Раньше это была известная тема. Здесь уничтожался автомобиль, на той стороне находился цвет и кузов, такой же, как в техпаспорте, и литовец, которому нужны были деньги. На него приобретался этот автомобиль, ему открывалась виза, он въезжал сюда, оставлял автомобиль и уезжал своим ходом. Во второй раз он въехать сюда уже не мог, потому что у него спросят, где автомобиль… Но тогда была не проблема найти таких литовцев. А потом цены стали сильно расти. И если сначала можно было договориться за 100 евро плюс виза, то в нулевые начинали предлагать уже тысячу евро – а это уже не имело никакого смысла", – рассказал Sputnik еще один бывший перегонщик, знакомый с подобными схемами.
И все-таки, судя по отчетам таможенных служб, схема жива. Только Гродненская таможня с начала года пресекла более 60 попыток незаконного ввоза иностранных транспортных средств на территорию Евразийского экономического союза. Половина из них были легковые авто, вторая – грузовики и полуприцепы.
Для наглядности пресс-служба таможни даже опубликовала фото "погибших" оригиналов и новеньких большегрузов, которые въезжали в Беларусь с их VIN-номерами.
Сомнительные кузова – те, в отношении которых у сотрудников таможни или ГАИ возникают сомнения, – оценивают эксперты Государственного комитета судебных экспертиз. Чаще – на местах, но в исключительных случаях – эксперты центрального аппарата.
"Из последнего интересного был автобус, который, как я понимаю, пытались обновить: в итоге машина выехала из Беларуси с одним кузовом, вернулась с другим. При этом он уезжал и въезжал на одном и том же номере, но там его обновили, а по факту это было уже другое транспортное средство. Выехало одно, в течение дня вернулось другое… Человек таким образом пытался обновить авто, избежав таможенных платежей", – рассказал Sputnik заместитель начальника отдела трасологических экспертиз центрального аппарата ГКСЭ РБ Виктор Цгоев.
По словам Цгоева, вала криминальных авто в Беларуси нет – с 90-ми, когда служба экспертов только формировалась, конечно, не сравнить. Количество машин, попадающих на экспертизу в последние годы, держится на стабильно одинаковом уровне.
Через Цгоева в прошлом году прошло машин 15, одна треть из них была с измененными номерами. И подавляющее большинство – люксовые модели последних годов выпуска.
"Если взять предыдущий год и машины, которые исследовались по постановлениям таможенных органов, то это были машины того же года выпуска. То есть в 2017 году я исследовал машину представительского класса 2017 года выпуска. Это машины, которые популярны на рынке – BMW Х5 и Х6, Mercedes-Benz, Range Rover и Land Rover. То есть качественные и серьезные машины", – рассказывает эксперт.
Это что касается ввозимых сейчас криминальных авто, но по дорогам страны катаются и ввезенные еще в 90-е машины. Во всяком случае, в МВД, с оглядкой на свою практику, настаивают – риск нарваться на криминальное авто есть и при покупке старой, уже поездившей по Беларуси машины.
"Буквально недавно изъяли микроавтобусы Volkswagen Т4, они 95-96 годов – не сказать, что премиум. То есть говорить, что преступников интересуют автомобили не старше 2-3 лет, нельзя. Если есть спрос, они пытаются его удовлетворить", – говорит представитель МВД.
Двойники
С развитием страхового рынка стала чаще применяться еще одна криминальная схема – появление так называемых "двойников".
"Есть украденный автомобиль. На нем ездить нельзя – остановят же. То есть его надо как-то легализовать. Просто набить VIN-номер из воздуха нецелесообразно. Желательно его набить так, чтобы он совпадал по комплектации с реально выпущенным таким же автомобилем. Дальше делаются поддельные документы. Его регистрируют, страхуют и снова имитируют угон, чтобы получить страховую выплату", – объясняет схему представитель МВД.
VIN-номер угнанного автомобиля всплывает в базах разыскиваемых машин, угнанных, к примеру, на территории РФ, и у владельца оригинальной машины начинаются проблемы.
"Мы начинаем проверку. Спрашиваем у белоруса, где взял автомобиль, документы некоторое время остаются в ГАИ. Проверяем у дилера факт реализации этого автомобиля, у завода-производителя – комплектацию, факт отгрузки этому дилеру. В общем, прослеживаем всю цепочку от завода до потребителя. В результате делаем вывод, этот автомобиль похищен или не этот. Если не этот, то копии материалов проверки мы направляем в правоохранительные органы РФ и просим либо прекратить розыск этого автомобиля, либо удалить VIN-номер из базы разыскиваемых, чтобы у нашего гражданина не было проблем", – объясняет Самило.
При этом, "двойники" белорусских машин всплывают не только на территории России, но и в ЕС. Схема интернациональна. И случаи не единичны, подчеркнул представитель МВД.
Но хорошо, если ваше авто признали подозрительным дома, в Беларуси, а если за границей? Периодически такие ситуации случаются. По словам Самило, ежегодно 5-10 белорусов обращаются в белорусские правоохранительные органы за помощью в возвращении автомобилей, задержанных в странах Евросоюза по причине нахождения в розыске.
В этой ситуации, по словам представителя МВД, надо выяснить причину задержания авто и проинформировать белорусских правоохранителей.
"Маловероятно, что вас там арестуют. Вы вернулись сюда, проинформировали правоохранительные органы. По каналам Интерпола мы связываемся с Польшей или Литвой, а также с инициатором розыска, например, Россией, отправляем копии документов, подтверждающих право собственности нашего гражданина на этот автомобиль. Единственно, влиять на скорость проведения и объем проверки по месту задержания мы не можем. Но здесь важен результат", – подчеркивает Самило.
Как не купить проблемный автомобиль
Поток криминальных авто – при том контроле и сотрудничестве всех заинтересованных служб – стал ощутимо меньше, настаивают бывшие перегонщики. Но в каком-то объеме кражи автомобилей есть и будут, утверждает представитель МВД.
"Новые схемы явно будут, пока есть порядочные люди, которые хотят купить подешевле, и те, кто, пользуясь доверием, пытаются изобрести какую-то правдоподобную схему, чтобы продать этот ворованный автомобиль и завладеть деньгами потерпевшего", – рассуждает Самило.
По просьбе Sputnik он сформулировал основные правила, которые помогут избежать покупки проблемного авто. Самый безопасный вариант – и в этом сошлись все собеседники Sputnik – это покупка нового автомобиля у официального дилера.
Если речь идет все-таки о б/у авто, то первое правило – покупать только у собственника.
"Продаешь авто – тогда покажи техпаспорт и паспорт. Если в обоих случаях Иванов Иван Иванович – прекрасно. Потому что, как только вы начинаете общаться с посредником, риски увеличиваются", – объясняет Самило.
Второе правило – при оформлении сделки соглашаться только на договор купли-продажи, никаких счет-справок. Министерство торговли и антимонопольного регулирования с участием МВД и других заинтересованных подготовило проект указа об упорядочении сделок по отчуждению транспортных средств, в котором предусматривается отмена счет-справок. В настоящее время документ вынесен на общественное обсуждение.
Третье правило – проверить машину по доступным базам на предмет того, не числится ли она в угоне или залоге.
"С нового года на сайте МВД РБ будет возможность проверить автомобиль по розыску, а позже и по его регистрации в Беларуси. Планируя покупку авто, стоит проверить идентификационный номер автомобиля по имеющимся ресурсам в сети интернет. Кроме того, можно попросить дилера марки, чтобы он рассказал о комплектации по VIN-номеру", – объясняет Самило.
Наконец, чтобы полностью обезопасить себя, можно сделать платную экспертизу в региональном подразделении ГКСЭ.
"Это уже последняя инстанция, где специалист говорит, что с этим VIN-номером все хорошо. После этого можно рассматривать вопрос о покупке транспортного средства", – резюмирует специалист.