Она приехала в Беларусь, чтобы осуществить мечту родителей, а осуществила свою: здесь она поборола свой страх высоты и впервые в жизни увидела снег. О том, как жить в стране, где все не похоже не твою родину, с Джессикой Обанор поговорила корреспондент Sputnik Тамара Зенина.
Маленькие беленькие и с неба падают
Родители Джессики Обанор не богатые, "просто много работают", как она говорит. Работают они на нефтеперерабатывающем заводе, мама – менеджером, папа, бывший военный, - начальником службы безопасности. И 22-летняя Джессика, и ее родной 19-летний брат Джастин для получения высшего образования выбрали Беларусь. Она оканчивает факультет журналистики в БГУ, а он учится в БГУИРе.
— Образование в вашей стране недорогое, но качественное, - объясняет Джессика свой выбор. – В старших классах я усиленно изучала научные предметы, химию, биологию и готовилась поступать в медицинский. Вместе с родителями мы искали вуз за границей, и тут один знакомый рассказал, что его сын учится в Беларуси, что это безопасная страна, в которой нет терроризма, очень спокойно и люди все добрые и хорошие. Правда, он добавил, что там холодно (смеется). Но мне это показалось очень интересным.
— Померзла ты у нас?
— Я прилетела в сентябре, помню, вышла из здания аэропорта и сразу замерзла. Подумала, может, у вас на небе какие-то кондиционеры установлены, раз так холодно. У нас в Нигерии два сезона - влажный и сухой. Влажный – это затяжные дожди, сухой – это сильные ветра. Но все равно это два лета. Только в сухой период температура +29-30°С, а во влажный – днем +23-24°С, а ночью +19-20°С, и для нас это холодно.
За пять лет Джессика привыкла к нашему холоду, в ее гардеробе появились теплый джемпер, пальто, зимние ботинки. Именно с зимой связаны и самые яркие впечатления.
— Помню, как увидела снег первый раз. Это было что-то невероятное! – очень эмоционально вспоминает она. - Пять лет назад в общежитии в Гродно глянула в окно, а там - такие маленькие, беленькие и падают с неба. Аж закричала тогда: смотрите – это же снег! И бегом на улицу, ловила снежинки, но они сразу таяли. Потом видела много снега. Как это красиво! Мы его лепили и играли в… как это называется?
— В снежки, - подсказываю я.
— Снеж-ки, - медленно повторяет Джессика и хохочет. – Какое смешное слово! Мы наигрались, а потом я заболела, но это того стоило!
Однажды Джессика попробовала встать на коньки, несколько раз упала и отложила эту затею.
— Я рассказала родителям, они испугались: это же опасно! Я говорю: нет, не опасно, здесь все катаются, - смеется она.
Суп, который называется "борщ"
На традиционный в подобных интервью вопрос об отличиях, девушка отвечает коротко: "Беларусь, в отличие от Нигерии, спокойная".
— "Спокойная" в смысле безопасная? – уточняю я.
— "Спокойная" в смысле спокойная, - поправляет Джессика и поясняет. – У вас нет такой суеты, как в моем родном городе Порт-Харкорт. У нас население тоже почти 2 миллиона. В городе Международный аэропорт, два морских порта и два нефтеперерабатывающих завода. Людей и машин в любое время очень много, все передвигаются быстро и все слишком сосредоточенные. У вас более спокойно, я могу даже дорогу перейти, слушая музыку, и меня пропустят. В Нигерии на дорогах часто такой бардак! И еще я убедилась, что Беларусь действительно безопасная страна, у нас же есть районы, где запросто подойдут и отнимут все.
В Беларуси грабителей Джессика не боится, но повышенное внимание к своей экзотической внешности чувствует постоянно.
— Меня и рассматривают пристально, и сказать что-то могут. Особенно обидно, когда называют словом на букву "Н". Возможно, они не знают, что так говорить нельзя, - грустно предполагает иностранка.
А вот о друзьях, которых она встретила в нашей стране, рассказывает с особым азартом.
— Мой друг-белорус, он художник, у него оригинальные картины, еще он придумывает одежду. Каждый раз, когда мы встречаемся, у него столько новых идей! Где он только их берет!
Друзья провели экскурсии для Джессики по некоторым интересным местам нашей страны, особенно ее впечатлил Несвижский замок. Говорит, ничего подобного на ее родине нет.
— В парке Горького я впервые увидела "большое колесо" (колесо обозрения – Sputnik) и даже покаталась на нем. Это было страшно, но мне понравилось. Я боюсь высоты и специально захотела победить свой страх. А сегодня я иду на экскурсию в Национальную библиотеку. Я о ней много слышала и думаю, будет интересно. Мне очень нравятся ваши кинотеатры и то, что у вас проходят показы на английском языке.
— А продукты белорусские нравятся?
— У вас есть продукты, которых нет у нас. Например, из кислого молока. Здесь я впервые попробовала творог, но он мне не понравился. А драники понравились, суп, который называется "борщ", тоже понравился, а плов у вас делают совсем не так, как у нас.
Главный белорусский "студенческий" продукт – сало – Джессика не пробовала, потому что, хоть и не мусульманка, но свинины не ест.
Родители были в шоке
В Беларусь Джессика ехала, чтобы стать врачом, как хотели ее родители. Врач в Нигерии – одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий. Вместе с Джессикой за медицинским образованием ехала целая группа ее земляков. Сначала они целый год в Гродненском университете имени Я. Купалы изучали русский язык, после часть группы действительно поступила в медицинский университет, Джессики среди них не было. Она решила стать журналистом и отправила документы в БГУ.
— Понимаете, до Беларуси я нигде не была. За этот первый самостоятельный год в моей жизни столько всего нового произошло, в том числе я узнала и о других профессиях, кроме врача. С 15 лет я пишу небольшие фантастические рассказы, и мне это нравится. Вот я и стала искать профессию, близкую к написательству. Так и решила стать журналистом.
— Родители удивились твоему выбору?
— Сначала я боялась им сказать, а когда позвонила и сообщила, они были в шоке! Папа отнесся более спокойно, сказал: "Окей, это твоя жизнь". Мама расстроилась, потому что как живут в Нигерии врачи, всем известно, а вот журналистов в нашей стране так мало, что о них ничего не знают. Но потом мама тоже поняла, что я все-таки должна сама принять решение о своем будущем.
Учиться Джессике нравится. Еще на подготовительных курсах она была лучшей ученицей в группе, потому не просто понимает русский язык, а говорит, и говорит довольно грамотно.
— Я люблю читать, сейчас читаю "Мастера и Маргариту" М. Булгакова. Очень нравится этот писатель.
— А белорусских авторов читала?
— Пока нет, но хотела бы.
— Тогда начни с Владимира Короткевича, - посоветовала я.
Джессика пообещала, правда, с условием, что книга будет на английском языке. По-русски и по-белорусски она читает плохо. А вот писать попробовала на двух языках, проходила практику и в англоязычной газете, и в русскоязычной, также делала программы на английском языке на международном радио.
— Я не пробовала еще работать на телевидении и в прямом эфире, – признается Джессика.
— Так все впереди! А сама чего хочешь?
— Я бы хотела стать писателем и журналистом, хотела бы увидеть другие страны. Но сначала я собираюсь выучить немецкий язык и продолжить обучение в Германии, - поделилась девушка своими амбициозными планами, которые, надеюсь, непременно осуществятся.