Накануне яма на участке Олега Шимановича достигала в глубину почти трех метров. В среду 10 октября рабочие ее засыпали, но мужчина утверждает, что и эта новая гора песка уже понемногу проседает.
Проходческий щит "Алеся", вес которого составляет 550 тонн, а длина – 70 метров, в Беларусь прибыл из Франции и используется на строительстве метро с 2016 года. В месяц "Алеся" может пройти до 300 метров.
С помощью щита уже сделали два перегона третьей линии, но летом он остановился – под участком Шимановича.
Когда "Алеся" начинала работать, думали – землетрясение
С лета, когда механизированный щит "Алеся" впервые остановился недалеко от дома минчанина, земля на участке просела на три метра. Чтобы засыпать яму, понадобилась внушительная гора песка.
Вчера чиновники выдали семье бумагу, из которой следует: если из-за работ по строительству третьей ветки метрополитена с домом что-то случится, Шимановичам компенсируют ущерб. До этого получения подобного документа семья добиться не могла. До сих пор минчанам также не говорят, будут ли сносить их дом.
"В первый раз земля просела 26 июня. И так прошло все лето – забор разбирают, песок завозят, яму засыпают, потом снова включают "Алесю", и как только она завибрирует – все заново. Когда она работает, дом ходуном ходит. Он ведь 1947 года, а это машина о-го-го", – уверяет Шиманович.
Яма на участке появлялась снова и снова. Шиманович шутит, что в ней можно было "Жигули" прятать. Его супруге и соседке было не до шуток: "Алеся" заставила понервничать весь переулок Студенческий, многие всерьез переживали, не рухнут ли их дома, когда щит начинал работать.
"Однажды, когда "Алеся" работала, соседка на кухне делала закатки. И тут как пошли эти банки гулять… Она их обняла, чтобы со стола не посваливались, а потом плюнула на закатки и решила: если развалится дом – сама погибнет, нужно спасаться! Бросила банки и выскочила из дома", – вспоминает Шиманович.
Он рассказывает, как прежде жители переулка просыпались по ночам, когда начинала работать "Алеся", и недоумевали: началось землетрясение или война? Потом график работы изменили, и щит начинал рыть тоннель около восьми часов утра, а заканчивал копать вечером. А потом и вовсе сломался – прямо под домом Шимановичей.
Глава семьи уверен: чтобы починить машину, придется раскопать их участок, ведь у "Алеси" нет возможности двигаться назад, а идти вперед она пока не может из-за поломки. Но тогда придется давать компенсацию за снесенный дом, и чиновники медлят с решением, считает Шиманович.
Снесут дом или нет?
Тоннель метро начинается буквально в нескольких метрах от крыльца дома. Шиманович шутит – проложили бы ему персональный вход на станцию, и он остался бы доволен. Но это все же не совсем та ситуация, которую в объявлениях о продаже недвижимости описывают как "метро в шаговой доступности". Такое жилье и не продашь, и ремонт в нем не сделаешь, пока не будешь знать наверняка, сколько простоит дом.
Местные жители недоумевают, почему добротные дома на переулке уже снесли, а старые оставили. Шиманович указывает в сторону, где когда-то стоял второй его дом, и ностальгически вспоминает клумбы во дворе, плитку перед воротами, аккуратные дорожки. Все пошло под бульдозер, но вместо дома минчанину дали квартиру, которой он рад.
Недоволен он другим: никто не говорит, что будет со старым домом, во дворе которого проваливается земля, и как планировать ремонт жилища, доставшегося в наследство от родителей, когда не знаешь, долго ли оно простоит.
Пока "Алеся" работала, с потолка осыпалась штукатурка, и люстру пришлось выбросить. Шиманович не против обоих вариантов: получить компенсацию в виде квартиры или продолжить жить в доме, если его оставят там, где он стоит, но гарантируют безопасность.
"Вопрос в лоб задаешь – когда снос дома? Дали гарантию до 2031 года. Говорят, что все в пределах нормы, а саму норму не говорят. Яма к дому приближается, песок только завезли – он уже проседает. Все ушло в эту яму. Еще когда родители супруги в этом доме жили, им говорили – под снос, никаких ремонтов. Родители умерли, и я говорю: дорогая, давай мебель переставим, сделаем зал шикарный, поклеим обои, потолок подвесной сделаем. И тут началось строительство метро. Вы копайте, если городу надо", – соглашается собеседник.