"Возьмись за ум!" – эту фразу, которую практически каждый из нас слышал с детства по отношению к самому себе, мы проносим через всю свою жизнь. И адресуя ее своим детям через много лет, вкладываем в нее совершенно новый смысл. В ней все – доброе пожелание своим детям быть лучшими и успешными, более осмотрительными и удачливыми и избежать тех жизненных ошибок, которые допустили мы сами. Нам кажется, что учиться – это так просто, стоит только захотеть – и все получится.
Образование – личная проблема каждого
Каждый из нас боится ответа на вопрос: может ли его ребенок учиться и хочет ли он этим заниматься? Если может, то чему и в каком объеме? Если хочет, то здесь все понятно – нужно только помогать, а чаще не мешать. А если не хочет? Мы ищем причину этого и пытаемся понять, где, почему и на каком этапе произошел этот психологический слом у нашего чада. Что мы не сделали, а точнее – сделали, чтобы желание учиться оставило нашего ребенка? Мучительный и правдивый ответ на этот вопрос адресуем не себе, мы выносим его за рамки личной родительской ответственности.
Ответы на эти вопросы находим самые простые – виноваты школы, плохие учителя, некачественные учебники, чиновники от образования. Но что это дает? Ровным счетом ничего. Потому что образование, кто бы что ни говорил, это личная проблема каждого, это тот фундамент, на котором жизнь наших детей либо сложится удачно, либо нет.
"Нынешние дети ничем не интересуются, ничего не читают и ничего не хотят знать" – эта мантра последних двух десятилетий в общественном сознании стала аксиомой. Но в реальной жизни все с точностью до наоборот. Наши дети интересуются очень многим, многое читают, и им все интересно. Они нормальные, они просто другие. Им трудно понять и принять состояние вечного аврала у взрослых, логику функционирования социальных лифтов. Они не могут понять и принять, почему взрослые дяди и тети до сих пор мыслят категориями программ и решений. Они не понимают, почему взрослые воспринимают социальную справедливость как некую уравниловку и усредненность, принимая как должное интеллектуальное и материальное неравенство как основу всей нашей жизни.
Так было всегда и везде, во все времена, в том числе и в Советском Союзе. Их тяготит реальность повседневной жизни. Когда профессионализм и более высокий интеллект в реальной взрослой жизни становится наказанием. Практика показывает, что труднее всего найти работу наиболее талантливым. Почему? Потому что на уровне трудовых коллективов в первую очередь востребованы корпоративные качества – умение слушаться и выполнять все указания, любая нестандартная мысль вызывает страх и опасение. Но как объяснить взрослым дядям и тетям, что опереться можно только на то, что сопротивляется, на кисель не обопрешься – упадешь?
Они не могут понять, как самое продуманное и логическое решение высших органов власти о наведении порядка в той или иной сфере, опускаясь на более низкий уровень, становится наведением не порядка, а шороха. И по этой причине не хотят понять и принять те неврозы на работе у своих пап и мам, замученных бесконечными проверками и отчетами. Все это выглядит для них иррационально. В повседневной жизни это "тихое" несогласие молодежи самым наглядным образом мы наблюдаем в общественном транспорте – молодые люди не уступают место пожилым, а если это происходит, то вызывает удивление.
Удивительное поколение
Но парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на всю нелогичность нашей повседневной жизни, на наших глазах сегодня выросло удивительно цельное поколение. Они быстрее и сообразительнее нас. Но самое удивительное в том, что к своим сверстникам они на порядок добрее. У нового молодого поколения, представителям которого сегодня от 15 до 20 лет, просматривается поразительная эмпатия: взаимопонимание. Милосердие, умение понять друг друга и абсолютное отсутствие стадных чувств, когда привычное советское "мы" отвергнуто и забыто, ему на смену пришло собственное "я".
Мы можем сколь угодно долго рассуждать о несовершенстве системы отечественного образования, но ее давно оценили иностранцы. Известный французский шахматист Жоэль Лотье, тренер Владимира Крамника, в свое время заметил: "На трудную задачу зовите китайца, на неразрешимую – русского". Под русскими он имел в виду всех выходцев из постсоветского пространства.
В связи с этим возникает один крайне неприятный вопрос для нас, взрослых. Почему ведущие европейские, американские и российские вузы знают лучше нашу талантливую молодежь, чем мы? Мне думается, что потому, что мыслят не абстрактными количественными категориями, а категориями конкретной личности. И понимают то, что нам так трудно дается – прогресс двигают не массы, а единицы. Вот и получается, что чем лучше учим, тем дальше уезжают. А многие факультеты, готовящие специалистов по высокотехнологическим специальностям, готовят специалистов для работы в других странах.
Сколько ребят уехало учиться из нашей страны? Говорят, что сорок пять тысяч. Много это или мало? Ответа на этот вопрос у меня нет. Здесь важны не цифры, а тенденция. А у этой тенденции есть три основания. Первое: национальная система образования, несмотря на все наши упреки и разговоры, находится на достаточно приличном уровне. Но не благодаря нам, а вопреки. Второе: если кто-то из современной молодежи хочет учиться, он учится. И третье основание: новое поколение воспринимает образование как фундаментальное основание личной капитализации и большой труд. Оно надеется только на самих себя, но при этом требует, что вполне справедливо, адекватной и персональной оценки, как со стороны общества, так и со стороны власти. Но это уже задача не для них, а для нас – взрослых. Это у нас нет выбора, у молодежи в силу возраста он есть. Они нам нужны, а не мы им.
А что касается Дня учителя, то это праздник не только для представителей этой профессии, но и для всех нас – взрослых. И что-то интуитивное мне подсказывает, что очень часто учениками на самом деле являются не наши дети, а мы с вами.