Очередной флешмоб распространился среди пользователей соцсетей после выхода картины "Хрусталь": белорусы активно делятся на страницах своими снимками из "девяностых". Sputnik побеседовал с психологом Павлом Зыгмантовичем: выяснили, почему люди идеализируют воспоминания и что в этом плохого.
По мнению Павла Зыгмантовича, природа возникновения ностальгических флешмобов в соцсетях проста: человеку свойственно запоминать хорошее, но с оговоркой — если плохого было не слишком много.
Не возненавидели 90-е, потому что выходили из них плавно
"Обычно люди в рамках молодости плохого помнят мало. Был известный эксперимент, который проводил нобелевский лауреат Даниэль Канеман: люди минуту держали руку в холодной воде (8 градусов); потом держали еще полторы, но последние 30 секунд — в воде на градус теплее. Казалось бы, очевидно, что 90 секунд — дольше, а значит — неприятнее. Но выяснилось, что более щадящей процедурой подопытным показалась именно вторая", — рассказал психолог.
По его словам, Канеману удалось доказать, что человек помнит пик (когда было очень плохо) и финал. Если в финале было хоть немного лучше, и продолжительное время, воспоминание не будет резко негативным.
"У нас есть чувствующее "я" и помнящее "я". Первое работает 30 секунд, а второе занимается запоминанием и воспроизведением воспоминаний. Вот и получается: человек лезет в горы и проклинает все на свете, а потом с большим комфортом спускается, и общее воспоминание становится менее негативным", — пояснил Зыгмантович.
Резко негативные воспоминания формируются в случаях, когда пик и финал совпадают — тогда мы помним событие как очень плохое. Но в случае с ностальгией по ушедшему времени это не так.
"Девяностые были для многих откровенно ужасным временем, очень паршивые годы. Но выходили мы из них, естественно, плавно. Возможно, если бы я не давал себе установки специально помнить про то время, и я бы говорил: "Ну да, было хорошо — клуб "Резервация", беготня за панками или от них, много открытий", — предположил он.
Никто не хотел бы вернуться в прошлое
По мнению Зыгмантовича, люди, которые участвуют в ностальгических флешмобах в соцсетях, ни за что не хотели бы вернуться в 90-е, как и, собственно, он сам.
"Благодаря механизмам организма люди запомнили хорошие эпизоды, а пик плохого вытеснился. К тому же, многие из ностальгирующих тогда ничем не были обременены — не думали, как и чем им накормить детей", — считает Зыгмантович.
Ностальгия возникает при условии недоступности объекта. "К примеру, ностальгия по родине (теоретически вернуться можно, конечно, но это не так просто). Если вы каждый год будете ездить отдыхать в одно и то же место, ностальгии по нему у вас не будет. Ее мы получим, если добавим факт невозможности возвращения обратно", — пояснил психолог.
Подобные флешмобы в соцсетях — смешение упомянутых явлений.
Мы всегда недовольны теперешним
Частично влияние оказывает и то, что человек зачастую недоволен происходящим.
"Людей всегда не устраивает время, в котором они живут. Кроме того, наши воспоминания ужасно нестойкие, их надо постоянно сверять с объективной реальностью (что редко возможно), в противном случае они искажаются. Если людям станут массово рассказывать, что в девяностые было хорошо, многие сформируют и у себя подходящие воспоминания. Мы всегда недовольны теперешним, а прошлое идеализируем", — рассказал он.
Негативно подобные флешмобы Зыгмантович не оценивает. По его мнению, плоха ностальгия по 90-м только культурологически: уроки истории нужно помнить, чтобы они не повторялись.
"Трудное было время, все нынешние девочки в подвернутых штанах и мальчики с бородами и татуировками, попади они туда, взвыли бы в голос. Так что повторения очень не хотелось бы. Но, как говорится, история учит тому, что ничему не учит, так что от таких флешмобов никуда не денешься", — считает психолог.
А в контексте каждого отдельно взятого человека в поддержке таких флешмобов нет ничего плохого.
"Нет плохого в том, чтобы делать что-то приятное для себя, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. Действительно, люди обеляют время, которое этого не заслуживает. Но не от нас с вами зависит, повторятся ли девяностые", — резюмировал Зыгмантович.